Колесные танки только для дорог

Танк, по определению, – боевая гусеничная машина, обладающая мощным вооружением, многоуровневым комплексом защиты от всех современных средств поражения, высокой проходимостью в условиях бездорожья и способностью к преодолению сложных естественных, искусственных и водных преград по дну.

В системе вооружения сухопутных войск еще не разработано другое универсальное боевое средство, которое могло бы достойно заменить основной боевой танк. Начиная с 1939 г., все мировые танкостроительные страны для обеспечения высокой проходимости разрабатывали основные боевые танки только на гусеничном ходу. Однако в последнее время появилось немало разработок колесных машин с огневой мощью основных танков.

Танки на колесах

Рассмотрим пять лучших колёсных танков, доказывающих, что гусеницы не всегда нужны. В силу африканских интересов Франции, внушительной частью бронетехники страны остаются колёсные машины. Так, в 1981 была представлена разведывательная машина AMX-10RC (Roues-Canon – «колёсное орудие»). 16-тонный (с дополнительной защитой – до 22 тонн) танк с колёсной формулой 6х6 приводится в движение мотором Baudouin Diesel Model 6F11 SRX мощностью в 300 сил. Этого хватает, что бы развить 85 км\ч по шоссе, или 40 км\ч – на бездорожье. Бронирование AMX-10RC позволяет выдержать обстрел лобовой проекции 23-мм бронебойными снарядами (с 300 метров), а борт способен переносить только огонь стрелкового оружия (с дополнительной защитой – «переваривает» 14,5-мм пули). В башне машины расположено 105-мм нарезное орудие F2 BK MECA с длиной ствола в 4,9 метра. Его снаряды позволяют поразить до 350 мм брони.

Колёсный танк Rooikat из ЮАР, где ландшафт не располагает гусеничным машинам. В 1989 год Rooikat (каракал, степная рысь) пришёл на замену французским колёсным ББМ Eland. Бронирование корпуса защищает лишь от стрелкового оружия (держит огонь 23-мм снарядов в лоб), при этом днище рассчитано на выживаемость экипажа при подрыве мины ТМ-46 (5,7 кг тротила). 28-тонный танк получил колёсную формулу 8х8 с минимальными свесами, что придало машине достойную проходимость и динамику. 10-цилиндровый мотор (563 л.с.) с автоматической КПП обеспечил максимальную скорость в 120 км\ч по шоссе. Танк вооружён 76-мм нарезной пушкой Denel GT-4 (модификация корабельного орудия OTO Melara 76).

В середине 1980-х итальянские военные захотели себе машины с огневой мощью танка Leopard 1, которую отличала бы лучшая мобильность. Им стал B1, до недавних пор считавшийся эталоном класса. 25-тонный истребитель танков собран из 8-мм листов гомогенной брони, которую дополняют блоки керамической защиты в 38 мм. Считается, что этого хватает для противостояния огню 14,5-мм бронебойных пуль. Также для танка разрабатывали «облегчённую» динамическую защиту ROMOR-A, но её эффективность оказалась сомнительной. За подвижность отвечает турбодизельный V6 от Iveco, развивающий 520 сил. С ним «Чентауро» развивает скорость в 108 км\ч. Орудие B1 – 105-мм нарезная пушка Oto Melara. К слову, в 2018 году началась разработка модификации со 120-мм гладкоствольным орудием, которое доведёт огневую мощь машины до уровня современных танков.

Японская машина прямо позиционируется как истребитель танков, в котором совместили огневую мощь танка Type 74 с высокой мобильностью. 105-мм нарезная пушка с длиной ствола в 52 калибра во многом основана на британском орудии L7 – но с небольшими отличиями. Так, для уменьшения отдачи орудие оснастили дульным тормозом. Для орудия разработали новый боеприпас M1060A3, который может поразить до 500 мм гомогенной брони. Бронирование 26-тонной машины выдерживает обстрел 30-мм снарядами в лоб, и 14,5-мм пулями в боковой проекции. Также существует комплект экранов, которые «держат» обстрел кумулятивными средствами поражения (на испытаниях Type 16 обстреливали шведским гранатомётом Carl Gustaf M2). При этом дополнительная защита днища отсутствует. Это обусловлено «оборонительной» концепцией машины, при которой ей не придётся сталкиваться с повстанцами на чужой территории. Говоря о мобильности, здесь всё типично для подобного класса: 570-сильный турбодизель обеспечивает максимальную скорость в 100 км\ч.

Американский «штурмовой транспорт» M1128 основан на шасси канадского БТР LAV III с колёсной формулой 8х8. Машине добавили боевой модуль с автоматом заряжания и 105-мм орудием M68A2 (копия британской пушки L7, устанавливавшейся на первые «Абрамсы»). Это позволило достичь скорострельности до шести выстрелов в минуту. Скромный боекомплект в 18 снарядов можно израсходовать за 3-5 минут (с учётом пополнения автомата заряжания на 6 снарядов). В арсенале M1128 находятся подкалиберные боеприпасы для противодействия бронетехнике, фугасные снаряды (против лёгких машин), и выстрелы с дистанционным взрывателем – для поражения противника за укрытиями. «Стандартное» бронирование гарантирует стойкость к обстрелу 14,5-мм бронебойными пулями, а комплект навесных экранов обеспечивает защиту от простых противотанковых гранат. 20-тонную машину оснастили дизелем Caterpillar C7 (350 сил), позволяющим развить скорость в 96 км\ч по шоссе.

Сравним тактико-технические и экономические характеристики вариантов боевых машин с различными опорно-ходовыми комплексами (движителями).

На гусеницах лучше

Преимущества и недостатки колесных и гусеничных движителей известны, однако не всегда правильно оцениваются. Действительно, колесная бронетехника, имея меньшие весовые характеристики, может развивать максимальную скорость по шоссе 80-100 км/ч (скорость одиночной машины). Развитие гусеничного движителя танков и установка более мощных силовых установок несколько сгладили эту разницу. Максимальная скорость гусеничной техники практически близка к колесной и составляет от 60 до 70 км/ч. В то же время тактическая подвижность колесной бронетехники уступает тактической подвижности гусеничных машин. Подвижность колесной бронетехники на типовом театре военных действий составляет 23-47%, а в весенний и осенний период  снижается в ряде случаев до 5-11%. В то же время для гусеничной бронетехники вероятность сохранения подвижности не ниже 48%.

При движении по недеформируемому (не изменяющему форму) основанию поверхности эффективность колесного движителя с жестким колесом очень высока. Однако при переходе от жесткого колеса к автомобильной шине, и особенно от жесткой бетонной дороги к грунту, эффективность колеса резко снижается. При движении по бетонной дороге на деформацию, т.е. изменение формы шины, затрачивается до 5% мощности двигателя, а применение шин низкого давления при движении по грунтам сопровождается потерями до 30% мощности. Таким образом, доступность местности при выполнении тактических задач для гусеничной машины гораздо шире, что обеспечивает возможность ее маневра на поле боя. Все зависит от удельного давления на грунт. Чем оно меньше, тем выше возможность движения по мягким грунтам, то есть непосредственно зависит от веса машины и площади опорной поверхности. Современные танки массой в 70 тонн также имеют высокое удельное давление на грунт, поэтому на слабых грунтах такие танки часто теряют подвижность, зарываясь в грунт по башню.

Оценивая оперативную подвижность, необходимо рассматривать скорость движения колонн. А она зависит не только от того, какой движитель установлен на машинах, а и от организации самого марша, от подготовки механиков-водителей (водителей), от внешних условий, в которых совершается этот марш, и многих других факторов. При хорошей видимости днем на улучшенных грунтовых дорогах скорость колонны составляет 30-40 км/ч, на дорогах с твердым покрытием – 40-50 км/ч. При движении колонны ночью скорость ограничивается 20-25 км/ч, при движении в условиях светомаскировки – до 10 км/ч. Таким образом, в данных условиях преимущества колесного движителя перед гусеничным сводятся на нет.

Достоинством колесного движителя считается его долговечность и большой ресурс, который до капитального ремонта составляет 50-60 тыс. км, при условии эксплуатации бронированных машин на подготовленных дорогах. Иная картина складывается при движении БМТВ по бездорожью. Установленные сроки службы шин резко падают, так как движение машин осуществляется при пониженном давлении в шинах. Такая эксплуатация допускается не более 5-15% от общего ресурса при условии движения па пониженных скоростях. Ресурс ОБТ до капитального ремонта составляет 14-16 тыс. км, а ресурс гусеничных лент – 8-10 тыс. км. Таким образом, в условиях бездорожья колесные БМТВ лишаются своего главного достоинства перед ОБТ — большего ресурса.

Одним из преимуществ БМТВ считают также запас хода по топливу, который составляет 600-800 км, по сравнению с ОБТ, запас хода которого находится в пределах 450-500 км. Установка дополнительных бочек, включенных в общую топливную систему, доводит запас хода ОБТ до 600-650 км и практически лишает БМТВ преимуществ. Что касается минимального удельного расхода топлива, то благодаря ряду конструктивных решений для танковых дизелей этот показатель со 188 г/л.с.ч снизился до 167 (В-46-6 и В-92С2 соответственно), то есть приблизился к уровню БМТВ.

При размещении на колесной технике тяжелого вооружения неизбежно увеличиваются габариты и профиль, что делает машину заметней на поле боя и не лучшим образом влияет на боевую живучесть. Большие габариты и меньшая, чем у ОБТ, несущая способность делают БМТВ крайне неустойчивой при стрельбе из орудий большого калибра, стрельба же на борт вообще может привести к ее опрокидыванию.Таким образом, преимуществ колесных боевых машин перед гусеничными машинами за исключением максимальной скорости по шоссе нет. Главный недостаток БМТВ, который невозможно решить конструктивно, это невозможность достичь необходимого уровня броневой защиты в пределах массы от 16 до 24 т. Усиление бронирования неизбежно ведет к увеличению массы БМТВ и, как следствие, снижению проходимости по пересеченной местности. Колесный движитель также не обеспечивает необходимую боевую живучесть в связи с уязвимостью пневматических шин от повреждений при движении в горно-лесистой местности, при минных подрывах и при огневом воздействии противника.

Гусеничный же движитель предоставляет разработчикам большую свободу и удобства в размещении различных комплексов вооружения. Установка достаточно мощного вооружения на БМТВ при низком уровне бронирования не позволит использовать бронемашины на переднем крае, так как колесные машины по своим характеристикам (защита, огневая мощь, подвижность) не способны вести активное единоборство с основными боевыми гусеничными танками. При формировании и определении типоряда боевых машин и машин обеспечения сухопутных войск необходимо опираться на поиск оптимальных технических решений и правильно выстраивать соотношение между гусеничной и колесной техникой. Пока сохраняется потребность в создании огневой мощи в критический момент боя, а также для преодоления любого сопротивления противника, сохраняется потребность в тяжелых гусеничных ОБТ.

Как видно из обзора, большинство колёсных танков (как бы их не позиционировали) обладают схожими задачами и характеристиками. В первую очередь – это поддержка пехоты и борьба с лёгкими или устаревшими танками. Другая тенденция заключается в «переносе» вооружения танков прошлого поколения на колёсные шасси.

Сегодня достойной альтернативы гусеничному танку нет. Что касается «колесных» танков, то они, вероятнее всего, будут применяться в локальных конфликтах низкой интенсивности, участвовать в миротворческих и контртеррористических операциях. А мощным гусеничным боевым машинам, и прежде всего ОБТ, придется парировать более серьезные угрозы. Танк будет решать задачи создания мобильной огневой мощи на поле боя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *