Гибридный привод – тупик или выход

БМП с гибридным приводом

Когда развитие традиционных гусеничных шасси для бронированных машин заходит в тупик, инженеры начинают думать про электропривод. Первым встал на эту скользкую дорожку еще Фердинанд Порше, который в  1942 году на свой страх и риск поручил создать около 100 образцов прототипа будущего танка. Инженеру пришли в голову всего две инновационные идеи – электропривод и новые рессоры ходовой части.
Идея с двойным мотором была заманчива. Необходимый для поршневых двигателей тяжелый редуктор мог бы стать намного меньше и легче, если бы использовалось два вида мотора. Два генератора с бензиновым приводом производили в оптимальном диапазоне частоты вращения электричество, которое приводило в движение электромоторы. В любом темпе обеспечивалась максимальная производительность и высокий крутящий момент.

Но на первых испытаниях они провалились, поэтому Гитлер выбрал Тигр. Оставшимся 90 машин Фердинанда Порше Гитлер нашел применение. Они были переоборудованы в истребителей танков, вооруженных новой 88-мм  пушкой Pak 43. Известный как «Фердинанд», истребитель танков Вермахта SD-Kfz 184 должен был внушать врагам страх.

Их сильно забронировали и они весил примерно 68 тонны. С максимальной скоростью 25 км/ч «Фердинанд» в 1943 году был самой медленной машиной Вермахта.  6 мая 1943 все машины были готовы выйти в бой. Двигались они со скоростью 10 км/ч, поэтому их спокойно уничтожала артиллерия. Но Фердинанда могли уничтожить любой советский танк на расстоянии трёх километров. Тем не менее, Фердинанды провалились.

Поэтому в начале 1944 года все оставшиеся 50 танков прошли модернизацию. Они были оборудованы пулеметом и кабиной для командира. В новом исполнении машина сохранила обозначение Sd-Kfz 184, но получила новое имя «Элефант». И стала еще тяжелее – 70 тонн. Но они тоже провалились.

Интересно отметить, что идея с электроприводом пришла в голову не одному Фердинанду. Также в 1942 году Жозеф Котин выделил группу конструкторов, которая пыталась совместно с эвакуированными в Челябинск специалистами московского завода «Динамо» реализовать проект танка с электромеханической трансмиссией на шасси танка КВ-1. Летом-осенью 1944 года на заводе № 100 велись работы над танком ИС-6 с электромеханической трансмиссией. В октябре 1944 года совместно со свердловским заводом «Уралмаш» завод №100 собрал первый ИС-6 «Объект 252», но без ЭМТ. В ноябре 1944 года был готов и экземпляр ИС-6 с ЭМТ («Объект 253»), однако последующие испытания показали, что новая трансмиссия ненадёжна, неоправданно дорога и утяжеляет танк.

Но идея не оставляет инженеров до сих пор. Успехи в создании легковых автомобилей с гибридным приводом и электроприводом заставили вернуться к идее и конструкторов боевых машин. BAE Systems представила эскизы с описанием новой гибридной боевой наземной машины GCV (Ground Combat Vehicle). GCV является продуктом совместной деятельности BAE Systems, Northrop Grumman и рядом других компаний. В будущем планируется  участие новой боевой машины в конкурсе на замену БМП Bradley, которая поступила на службу в 1981 году.

Согласно пресс-релизу, данный проект был создан с нуля, а заложенный в нее потенциальный ресурс для модернизации обеспечит ей срок службы в 40 лет. Экипаж новой боевой машины состоит из трех человек и способен перевозить девять бойцов внутри стального корпуса. Также новая машина может похвастаться различным электронным оборудованием для разведки и наблюдения.

Движение боевой машины GCV обеспечивает гибридный привод, разработанный партнерами участвующими в этой программе. Гибридный привод обеспечивает боевой машине GCV мощность в 1100 киловатт, имеет меньшее количество деталей, меньшую шумность и вес чем существующие двигатели. Преимуществом использования электрического двигателя является то, что обеспечивается высокий крутящий момент при старте, плавное движение на низкой скорости и возможности тихо передвигаться, что очень важно при проведении ночных операций.

Кроме того, новый привод обеспечивает 20 процентную экономию топлива при движении и сжигает всего 17,5 литров топлива в час на холостом ходу. Холостой режим является важным для боевой машины, поскольку во время остановки на холостом режиме обеспечивается работа электроники. Максимальная скорость боевой машины с новым двигателем 70 км/час и она способна разогнаться до скорости 32 км/ч за 7,8 секунд.

Основным и существенным недостатком новой боевой машины является ее высокий вес. Весит она 63,5 тонны, как два Bradley вес которой составляет 27,5 тонн. Больший вес новой боевой машины обусловлен большим, на три человека, количеством перевозимых бойцов по сравнению с Bradley, и необходимостью обеспечить их выживаемость на поле боя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *