С двигателем 6ТД баловаться нельзя

Ремфонд

В украинской «оборонке» недавно вспыхнуло сразу два громких скандала, связанных с танковыми двигателями 6ТД. Целые подразделения украинских танков ломаются во время учений. Поставленные за границу партии двигателей массово выходят из строя.

Ученья не прошли даром

В сентябре 2017 года в 17-й танковой бригаде ВСУ в течение нескольких дней вышли из строя 35 танков Т-64. По документам моторы проходили как восстановленные после расконсервации и прошедшие капитальный ремонт на Харьковском бронетанковом заводе. Но после нескольких часов работы в полевых условиях они начали массово глохнуть. Поломка боевых машин обошлась без жертв, и танки после замены моторов смогут вернуться в строй.

Причины поломки искали на базе Харьковского конструкторского бюро по двигателестроению (ХКДБ) и завода им. Малышева, где и производятся моторы для Т-64. Инженеры предприятий вместе с военными специалистами взяли на изучение сразу три неисправных двигателя, снятые с танков 17-й бригады. В результатах анализа проб масла, взятого из картера, было зафиксировано многократное превышение допустимых норм примесей песчаной пыли и металлов, из которых изготовлены узлы агрегата. Комиссия обнаружила значительный износ деталей, коррозию металла и другие доказательства «многолетней службы» моторов и пришла к однозначному мнению: танковые двигатели вышли из строя в результате нарушения порядка их хранения и расконсервации.

И это не удивительно. Двигатели 5ТДФ и 6ТД уникальны — это двухтактные дизели с ПДП и щелевой петлевой продувкой цилиндров, при хранении нуждаются в особой герметизации, а ремфонд не должен храниться так, как показано на фотографии. 

После такого вывода экспертов руководитель Центрального бронетанкового управления ВСУ генерал-майор Юрий Мельник фактически заблокировал экспертизу. Он продолжает настаивать – двигатели вышли из строя из-за некачественного масла. Однако летом этого года Мельнику уже были выдвинуты обвинения по очень похожей истории. Генералу инкриминировали покупку бывших в эксплуатации и часто нерабочих двигателей для танков Т-72 под видом новых — в 2015 году Мельник покупал моторы, списанные и проданные на металлолом в 2008-2009 годах. Вот и в этот раз вместо новых законсервированных двигателей, которые числились на хранении, на складах Харьковского бронетанкового завода оказался металлолом, а все исправные агрегаты были разворованы. И когда генерал Мельник покупал двигатели для Т-64, формально «восстановленные» моторы собирали из подручного хлама. Но заплатили за них, как за новые.

Это было в Пакистане

А вот история с двигателями для Пакистана, начавшаяся еще в 2016 году, проходит по другому сценарию. ГП «Завода им. Малышева» передало Министерству обороны Исламской Республики Пакистан 30 комплектов моторно-трансмиссионных установок для танков «Аль Халид». Однако вскоре пакистанская бронетехника стала выходить из строя из-за технических проблем с установленными на ней двигателями.

Собрали комиссию, провели экспертизу. На этот раз с самими двигателями было все в порядке. А вот масло оказалось очень низкого качества – к местным условиям эксплуатации оно явно не годилось.

Как и в случае с танками 17-ой бригады, в моторы пакистанских танков было залито масло «Азмол Гарант». Единственным лицензированным производителем этого масла в Украине является бердянское предприятие «Агринол». Однако Выяснилось, что на «Агриноле» ни сном ни духом не ведают ни о каких поставках масла в Пакистан. Дело в том, что «Агринол» является единственным лицензированным производителем «Азмол Гарант», но не единственным фактическим. В прошлом лицензией на выпуск продукции под маркой «Азмол Гарант» также владел фастовский завод «Ариан». Но, как часто бывает в Украине, после аннулирования лицензии предприятие продолжило выпуск данной продукции незаконно, фактически поставляя на рынок контрафакт.

Тем не менее, при закупке масла для пакистанских танков выбор чиновников «Укрспецэкпорта» пал на «Ариан». В течение 2015-2017 годов госкорпорация поставила в Пакистан почти 200 тонн абсолютно «левого» моторного масла. И даже после скандала «Укрспецэкспорт» продолжает закупать масло «Азмол Гарант» производства «Ариан» для дальнейшей реализации по международным контрактам, рискуя репутацией Украины и перспективами дальнейшего сотрудничества с нашими партнерами на рынке вооружений.

Поразительно, но, несмотря на открытые уголовные дела, все участники аферы продолжают работать на своих местах. А следователи ломают голову над тем, как сделать виновника из… «Агринола».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *