Танк Шерман, который американцы называли М4, советские солдаты — Эмча. В историю он вошел под именем, которым его наградили англичане — Шерман.
Этот танк стал жертвой чудовищной мифологизации, источником которой, судя по всему, является не столько нелюбовь к этому танку как таковому, сколько нелюбовь ко всему американскому. Чего только не наговорили про этот танк. Говорили, что он — лучший танк второй мировой. Говорили, что он устарел еще до того, как сошел с конвейера и был совершенно не приспособлен для реалий второй мировой. Говорили, что он намного хуже и намного лучше, чем Т-34. Что советские танкисты его обожали — и что они от него плевались.
Один из самых забавных мифов — о том, что шерманы были слишком уязвимы из-за своей непомерной высоты. Иллюзия эта возникает из-за чрезмерной узости Шермана. Но, тем не менее, габариты и впрямь сыграли в истории этого танка весьма противоречивую роль. Из-за высоко расположенного центра тяжести Шерманы регулярно переворачивались. Иногда хватало неудачно удариться о бордюр дороги, чтобы боевая машина полетела кубарем. Что и говорить, не самая приятная характеристика для основного танка. Тем не менее, те, кто полагает, будто Шерманы себя зарекомендовали с самой худшей стороны, и были совершенно небоеспособны, жестоко ошибаются. Этот танк вполне уместно сравнивать с советским Т-34.
Разбор полетов
Вооружение у обоих танков было примерно одинаковым: на Т-34 стояла 76-мм пушка, на Шермане — 75-мм. И та, и другая были вполне эффективны против средних и легких немецких танков. Бронирование в лобовой проекции у обоих танков было примерно аналогичным по эффективности — более тонкая броня у Т-34 компенсировалась лучшими углами наклона. А вот боковая защита у Т-34 наголову превосходила американца. Зато Шерманы отличались более комфортными условиями для экипажа, мощным радиооборудованием и оптикой. И, конечно, оба танка отличались высокой надежностью, легкостью ремонта и простотой производства.
Первое боевое применение Шермана состоялось в Африке — и сыграло очень неоднозначную роль в судьбе этого танка. Дело в том, что Шерманы, впервые примененные американцами в декабре 1942 года, столкнулись с немецкими PzIII и PzIV — и зарекомендовали себя вполне грозными противниками для американских танков. Одновременно в ходе столкновений вскрылся явный недостаток опыта у танкистов и командиров, но на исход сражения за Африку он не повлиял. В 1943 году произошло столкновение Шерманов с Тиграми. Но, с учетом того, что последних в Африке было слишком мало, никакого реального влияния на исход сражений немецкие тяжелые танки не оказали.
За Африкой последовала Италия, где Шерманы уже всерьез столкнулись с немецкой тяжелой техникой — и нельзя сказать, что это знакомство пошло им на пользу. В том, что забеспокоившиеся британцы начали модернизацию Шермана, который столь же активно использовался Великобританией, странного ничего нет. На танк была установлена 17-фунтовая противотанковая пушка. Получившийся танк назвали Sherman Firefly (Светлячок). Подобно Т-34, этот танк как был уязвим для Тигров, Пантер и их производных, так и остался. Но новое орудие покончило с неуязвимостью немецкой бронетехники. Хотя, количество файрфлаев в войсках было незначительным — сказывались ограниченные объемы производства 17-фунтовок.
А вот реакция на новую угрозу со стороны американского командования была не совсем адекватной. Главнокомандующий сухопутными американскими силами генерал Макнейр заявил следующее: «Танк M4, особенно M4A3, на сегодняшний день был провозглашён лучшим боевым танком. Есть признаки, что противник полагает так же. Очевидно, что M4 идеальная комбинация подвижности, надёжности, скорости, бронезащиты и огневой мощи. Кроме этого странного, представляющего британский взгляд на проблему, запроса ни с одного ТВД не поступало свидетельств о потребности в 90-мм танковом орудии. По моему, никакого страха перед германскими танками Т.VI («Тигр») наши войска не испытывают».
Не на тех напали
Точку в этом споре поставила операция "Оверлорд" — высадка в Нормандии. В конце 1944 года американские Шерманы были брошены на немецкие тяжелые танки. Особенно показательна в этом отношении судьба американской 3-й танковой дивизии. За 10 месяцев боев она потеряла 580% своей численности.
Английские военнослужащие с мрачной иронией подарили Шерману прозвище "Ронсон". Речь идет о зажигалке, рекламным слоганом которой было "зажжется с первого раза, каждый раз". Удивительного в этом ничего нет — полтора года назад, на Курской дуге, происходило ровно то же самое, когда Тигры неспешно и хладнокровно расправлялись с тридцатьчетверками, абсолютно бессильными против их брони. Та же самая участь ожидала Шерманов, которые были неплохими танками в реалиях 1942 года, но противостояли они не привычным PzIII и PzIV, а Тиграм, Королевским тиграм, Пантерам и самоходкам на их базе. События развивались по одинаковому сценарию – обнаружив танки, немцы начинали методично и безнаказанно истреблять беззащитных Шерманов. Свою лепту внесли и фаустпатроны, которые к тому времени шли в немецкие войска сплошным потоком.
Фактически, немецкой армии, пусть и ослабленной противостоянием с СССР, но все еще относительно боеспособной и оснащенной по наиболее передовым технологиям 1944 года, американцы противопоставили немодернизированную технику 1942 года. Что ж удивляться, что любые наступательные операции немцев происходили по одинаковой схеме — таранный удар опрокидывал союзников, обращая их в бегство, после чего американская авиация начинала судорожно хватать за уши прущих вперед немцев. И лишь после того, как немецкий тыл оказывался полностью уничтожен, а немецкая бронетехника — лишена топлива и боеприпасов, начинались наземные операции союзников. Во всех крупных войсковых операциях союзники обладали полным превосходством в воздухе, двух-, а то и четырехкратным в численности — и, при этом, несли сплошь и рядом равные с немцами, а то и большие потери. Разумеется, вскоре после высадки ошибка была учтена и разработка новых модификаций началась немедленно — но тем, кто оказался в нормандском пекле, это уже мало чем могло помочь.
Довелось поздним Шерманам столкнуться и с Т-34-85 — в годы Корейской войны. И, нужно заметить, там пальма первенства осталась за Шерманами. Хотя, конечно, не стоит забывать, что противостояли американцам корейские танкисты, не имевшие и десятой доли того опыта, которого успели набраться за годы Великой Отечественной советские экипажи.