Вездеходы-багги «Чаборз М-3» на Параде Победы по Красной площади участие так и не принимали. Однако проект активно развивается. Журнал «Популярная механика» опубликовал статью, в которой не только представил результаты тест-драйва, но и осветил историю машин этого типа и действующее производство.
Военные багги — это современная реинкарнация легендарных тачанок начала XX века. Идея современных «тачанок»-багги пришла американцам в 1950-е годы. Легкие скоростные открытые рамные машины с приводом на задние колеса и большим ходом подвески оказались идеальными для патрулирования протяженных южных границ США. Первым поставщиком военных машин стала компания Chenowth, ранее производившая багги для гонок по калифорнийским пляжам. Машины выпускались небольшими партиями, и долгое время их можно было увидеть разве что в боевиках — там на них эффектно разъезжали бойцы спецподразделений.
Звездный час боевых багги настал с началом операции «Буря в пустыне». На этих машинках, мгновенно ставшими звездами фоторепортажей, гоняли по пустыне не только американцы, но и их британские коллеги. Именно багги FAV (Fast Attack Vehicle) с «морскими котиками» за рулем первыми вошли в столицу Кувейта. После этой операции машины получили еще одно обозначение — DPV (Desert Patrol Vehicle). Дальнейшие американские операции на Ближнем Востоке и в Афганистане сделали эффектный автомобильчик еще более популярным, и заказы из разных стран посыпались на компанию Chenowth Racing Products как из рога изобилия. Появилась и более легкая версия багги — LSV (Light Strike Vehicle). Среди покупателей этих машин числятся армии Греции, Кувейта, Мексики, Омана, Португалии, Испании, Бангладеш и Великобритании.
Некоторые страны стали самостоятельно переделывать для военных гражданские модели: например, Казахстан использует переделанные багги Can-Am.
Для чего нужны армейские багги, если уже есть боевые машины пехоты, бронетранспортеры и бронированные «Хаммеры»? Легкие багги выигрывают у всей вышеперечисленной техники на пустынном бездорожье. К тому же они очень простые, неприхотливые, ремонтопригодные — настоящие лошадки XXI века. Они не заменяют своих более тяжелых бронированных старших братьев и даже близко не подбираются к ним по тиражам. Их ниша — силы специальных операций, действующие преимущественно в пустынных или горных районах. Американцы называют манеру их применения термином hit-and-run — «ударил и убегай». Двумя словами — современная тачанка.
Конструкции современных боевых багги ведут родословную от пляжных машинок Chenowth, которая делала их из старых «жуков» Volkswagen. Отсюда и название buggy — «жучок». С автомобиля снимались все кузовные детали, устанавливалась мощная рама из стальных труб. Высокий просвет и заднее расположение двигателя идеально подходили для производства багги. Мало того, первые армейские багги также делались на основе «жука». Со временем от него остался только двигатель. Осталась компоновка — до сих пор большая часть военных багги имеет заднемоторную компоновку.
У нас в стране тоже много пустынных местностей, да и в горах багги оказались довольно удобным транспортом. К тому же силы специального назначения России почти непрерывно действуют в аналогичных условиях за границей, где им бы не помешало быстрое транспортное средство с одним-двумя пулеметами и автоматическим гранатометом. И, как говорят сотрудники спецподразделений, они уже давно тестировали аналогичные машины западного производства. Главным недостатком этих машин была даже не их довольно высокая цена, а проблема с запчастями: багги используются в довольно тяжелых условиях, и часто при небольшой поломке приходилось месяцами ждать нужную деталь. Возникает вопрос: почему бы не делать эти машины самим?
Одним из инициаторов проекта стал замначальника регионального управления Росгвардии и глава Российского университета спецназа Даниил Мартынов, а за техническую сторону отвечали ребята из «Ф-МоторСпорт» из подмосковного Фрязино, имевшие обширный опыт постройки спортивных багги. За основу была взята последняя модель компании FunCruiser, которую серьезно переработали под требования военных. Впервые прототип, сделанный во Фрязино, показали на выставке «Интерполитех-2016» под названием «Алабай». Военным он понравился, и было решено развернуть сборку модели под названием «Чаборз» на территории Российского университета спецназа в Гудермесе.
Название «Чаборз» происходит от двух чеченских слов: «медведь» и «волк». На территории университета вовсю идут строительные работы, хотя большинство зданий уже построены, в том числе и четыре корпуса-ангара, в которых серийно производится трехместная модель «Чаборз М-3». В первом на стендах из труб собирают пространственные рамы и гнут кузовные панели, во втором корпусе располагаются покрасочные боксы, в третьем выполняют крупноузловую сборку, а в четвертом — окончательную доводку. В большинстве полусобранных автомобилей безошибочно угадываются трехместные М-3, но в первом ангаре чуть в стороне стоит уже собранная рама шестиместного М-6, а в последнем — полностью готовая «шестерка». Это уже более серьезная и тяжелая машина, с узлами крепления под крупнокалиберный 12,7-мм «Корд» или «Утес», а также под три 7,62-мм «Печенега». Чуть в стороне стоит М-3 в арктической окраске на полугусеничном ходу с лыжами вместо передних колес. Моторы и коробки передач — от LADA Granta. Правда, перебранные и с замененными некоторыми шестернями, но все очень знакомо. Силы специального назначения уже начали обкатывать эти машины в разных уголках мира, и их замечания учитываются — с начала производства внесены уже десятки изменений.
В планах — выпуск гражданских версий М-3 для организации туристических багги-туров по горной Чечне. Производство «Чаборз» рассчитано на несколько десятков машин в месяц, причем номенклатура будет постепенно увеличиваться.