Какой будет бронетехника будущего

Военная техника эволюционирует, боевые машины совершенствуются, особое внимание уделяется именно аппаратам, действующим без участия человека – или активно помогающим человеку. Сейчас это не только уже привычные БПЛА, летающие дроны, но и подводные лодки и даже танки. Дистанционно управляемая техника не пригибается в атаке, без страха идет под пули и снаряды.

Танки придумали именно для того, чтобы защитить броней находящийся внутри экипаж. Какое-то время это работало, но вскоре появились противотанковые средства, которые способны уничтожить любую бронемашину. По официальным данным, во время Великой Отечественной войны было уничтожено 96,5 тыс. советских танков, немецких немногим более 30 тыс. Понятно, что и танки были несовершенны, а средства противотанкового поражения улучшались, тем не менее, потери были огромными.

Американцы за время войны во Вьетнаме потеряли техники больше, чем за время Второй мировой, из них танков – около 2 тыс. Потери советских танков в Афганистане были значительно ниже, большей частью они выходили из строя по техническим причинам (использовались старые Т-55 и Т-62, которые выдерживали попадания нескольких выстрелов из РПГ), серьезных противотанковых комплексов у моджахедов просто не было. Танки тогда принимали участие в сопровождении колонн, даже штурмовали кишлаки, пробивая глинобитные стены тяжелым корпусом, но большей частью использовались на «блоках», в качестве долговременной бронированной огневой точки.

Танки в своем развитии ушли за последние десятилетия далеко вперед. Но пределов совершенству нет и многие армии рассчитывают получить на вооружение бронетехнику нового уровня, в первую очередь, управляемую на поле боя дистанционно.

Израиль представил так называемый умный танк – прототип бронемашины ближайшего будущего. Три варианта прототипов боевой машины будущего получили общее название «Кармель». По внешнему виду и вооружению (30-мм пушка) это скорее боевая машина пехоты (они и созданы, в том числе, на шасси американского бронетранспортера М113). Экипаж состоит всего из двух человек, при этом они оснащены десятками камер, радарами и датчиками. Вероятно, что танкисты будут взаимозаменяемы – каждый сможет как управлять машиной, так и вести разведку, применять вооружение и прочую технику. На этой базе планируется построить несколько легких и средних боевых машин, включая бронетранспортер, БМП, командно-штабную машину и так далее.

Создателями «умных танков» стали три компании – «Израильская авиационная промышленность» (IAI), «Рафаэль» и «Эльбит Маарахот». В представленных ими концепциях лежат новейшие технологии, которые обеспечивают единую картину с обзором на 360 градусов, получаемую на основе работы многочисленных датчиков. Экипаж боевой платформы, представленной «Эльбитом», получит шлемы Iron Vision, в которых информация выводится на нашлемные дисплеи – такие используют пилоты истребителя 5-го поколения F-35. «Рафаэль» применила «стеклянную кабину», благодаря которой экипаж получает информацию, отображенную по периметру боевого отделения. Инженеры IAI презентовали системы, которые будут выводить данные как на крупные панорамные дисплеи, так и на личные экраны операторов. Можно сказать, что самые совершенные достижения науки и техники, которые ранее использовались только в наиболее дорогих системах вооружений – например, истребителях – теперь все больше захватывают куда более простую наземную технику.

Предполагается, что эти передовые разработки будут интегрированы в уже существующие и будущие бронемашины – как экипажные, так и автономные. На завершение разработки программы «умных танков» и принятие их на вооружение планируется потратить около семи лет. Предполагается, что продемонстрированные технологии будут реализованы в проекте новой версии израильского танка «Меркава 4» «Барак», который должен сойти с конвейера в ближайшие три года.

Управление машиной, как и комплексом вооружения, осуществляется с помощью джойстиков, похожих на те, что используются в игровых приставках. Это означает, что в машинах нет педалей и традиционных руля или штурвала — управление осуществляется с помощью электро-дистанционной системы. Боевые модули необитаемы и также управляются дистанционно. Например, боевая машина представленная фирмой Rafael может поражать противника не только из 30-милимметровой автоматической пушки и 7,62-мм пулемета, но и управляемыми ракетами Spike.

Помимо обилия электроники, снижающей нагрузку на членов экипажа, ведутся работы и по силовым установкам. Не исключено, что машины, построенные на универсальной платформе «Кармель», будут дизель-электрическими — то есть «гибридами». В последние годы гибридные силовые установки все больше интересуют военных, хотя до массового их внедрения на армейской технике ещё далеко.

Израиль является одним из мировых лидеров в разработке комплексов активной защиты, и перспективные машины однозначно получат такие комплексы, которые многократно повысят их выживаемость на поле боя. Комплексы активной защиты помогут решить и ряд других проблем, например, благодаря им не нужно будет оснащать машины тяжелой броней, что положительно скажется на скорости и маневренности. А это весьма немаловажный фактор, особенно учитывая партизанскую специфику тех конфликтов, в которых Израиль принимает участие все последние годы. Разумеется, отразить массированный обстрел противотанковых ракет и гранат комплексы активной защиты не смогут, но смогут выиграть время, чтобы машина покинула опасный район или подавила огневые точки.

Разработки израильских компаний планируется в перспективе использовать не только на машинах платформы «Кармель», но и на основных боевых танках Merkava, а также других боевых машинах. Израильская армия планирует вывести всю свою бронетехнику на качественно иной уровень к 2025−2027 годам и значительно повысить её боевые возможности. Если быть точнее, то израильская бронетехника к указанному периоду должна стать не только самой защищенной и эффективной в ближневосточном регионе, но и выйти на лидирующие позиции в мире. Уже сейчас израильские комплексы активной защиты Trophy и Iron Fist закупаются США, Великобританией и другими странами, а в перспективе Израиль может поставлять своим партнерам и другие разработки, созданные в рамках работ по машинам «Кармель».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *