Турецкий танк рискует остаться без двигателя

Турция нуждается в модернизации вооружений и планирует производство собственных турецких танков.  Однако попытка государственного переворота в Турции в июле 2016 года и ряд других обстоятельств внутриполитической жизни  имели для страны одно неожиданное последствие. Европейские страны и США посчитали, что во время борьбы с заговорщиками турецкое руководство нарушало права человека, и прекратили военное сотрудничество. Это поставило под угрозу амбициозный национальный проект разработки компанией Otokar собственного основного боевого танка (ОБТ) «Алтай» (назван в честь турецкого генерала Фархеттина Алтая, героя войны за независимость Турции 1919-1923 гг.). Австрийская компания AVL List GmbH, разрабатывавшая для танка двигатель, отказалась от выполнения контракта: «Алтай» остался без мотора на завершающем этапе разработки.

Надо сказать, четыре опытных экземпляра отлично проявили себя на испытаниях. Максимальная скорость 60-тонной машины с немецким двигателем фирмы MTU Friedrichshafen достигала 70 км/ч. Танки показали высокие проходимость и маневренность. Серийное производство «Алтаев» планировали наладить уже в этом году, если бы не казус с двигателем. Всего турецкая армия хочет закупить 1000 машин, каждая стоимостью 5,5 млн. долларов (и еще 500 млн. с 2007 г. потрачено на разработку). Постепенно они заменят устаревшие танки американского и немецкого производства.

Никто не хочет отдавать технологию

Руководство Турецкой Республики изначально поставило перед разработчиками условие: танк должен полностью производиться в Турции, а все технологии должны стать ее интеллектуальной собственностью. «Алтай» – совместное детище Otokar и южнокорейской компании Hyundai Rotem, одного из разработчиков южнокорейского танка К2 «Чёрная пантера» (выпускается с 2014 года). Но передать технологии производства двигателя южнокорейцы не смогли.

Это же требование турецкой стороны  привело к затягиванию переговоров с австрийской компанией-подрядчиком: австрийцы не хотели продавать права на производство двигателя, дававшие туркам возможность даже самим поставлять его на экспорт. Ранее точно также сорвались переговоры с «Мицубиси». Примерно так получилось и с Южной Кореей:

В условиях, когда Запад и его союзники от военного сотрудничества с Турцией отвернулись, остаются обладающие нужными технологиями Россия, Украина и Китай. Российско-турецкие отношения, несмотря на потепление, кажется, еще не дошли до уровня военного обмена. К тому же Россия вряд ли станет жертвовать ключевой технологией ради сиюминутных выгод. Китай, аккумулировав технологические решения различных стран, наладил собственное производство танковых двигателей, но их качество остается слабым местом.

Украина ищет свой гешефт

В этих условиях Турция ищет выход в сотрудничестве с Украиной. 14 марта во время визита в Анкару премьер-министра Владимира Гройсмана страны подписали меморандум о взаимопонимании. Турецкие СМИ сообщили, что речь идет об использовании технологий украинского танкового двигателя 6ТД-3 для доработки танка «Алтай».

Через две недели сайт Государственного концерна «Укроборонпром» разместил информацию, что Государственное предприятие «Завод им. Малышева» (Харьков) будет поставлять двигатели 6ТД-3 мощностью 1500 л.с. для новых турецких танков. В разнице формулировок кроется проблема: турки хотят получить технологию производства двигателей и выпускать их сами. Украина хочет продавать двигатели Турции.

Украина, очевидно, хочет повторить успех с Пакистаном. По контракту 1996 г. Исламабаду поставили 320 танков Т-80УД, оснащенные украинскими двигателями 6ТД-2 (1200 л.с., предшественник 6ТД-3). Из-за отсутствия в Пакистане собственного производства запчастей для них, «Укроборонпром» и предприятия украинского ВПК получает постоянные дополнительные доходы от обслуживания пакистанских танков. Кроме того, харьковские двигатели серии 6ТД поставляются для собственных пакистанских основных боевых танков Al-Khalid, разработанных Пакистаном совместно с Китаем.

Однако украинский ВПК испытывает не лучшие времена. Уже для пакистанского контракта 20-летней давности пришлось заниматься «техническим каннибализмом»: разукомплектовывать старые, законсервированные машины. С тех пор ситуация не улучшилась. Украина имеет необходимые военно-промышленные технологии, чтобы удовлетворить потребности проекта турецкого танка «Алтай». Однако нарастающая деиндустриализация Украины ставит под сомнение ее возможность выполнить такой крупный контракт.

Риски неисполнения Украиной принятых обязательств оцениваются достаточно высоко. И для этого есть все основания. Заключенный в 2011 году контракт на поставку 49 танков Т-84 «Оплот» в Таиланд выполняется с постоянным нарушением графика. Возможно, именно поэтому в марте текущего года Таиланд отказался от закупки украинских бронетранспортеров БТР-3Е, предпочтя машины китайского объединения Norinco.

В 2012 году от БТР-4 отказался Ирак из-за трещин, обнаруженных на корпусах машин первой партии. В конечном итоге Ирак закупил российские БТР-82. В апреле 2017 г. корпус морской пехоты Индонезии подготовил предложение в свое министерство обороны об отказе от дальнейшей закупки украинских плавающих бронетранспортеров БТР-4М. Причиной стало погружение БТРов носом на плаву на полной скорости. Министерство обороны Индонезии уже оценивает предложения России (БТР-80), Турции (БМП ACV-19) и Южной Кореи (БМП К21 NIFV).

Заменить производство двигателей на украинском заводе  на продажу Турции лицензии на эксклюзивную технологию производства двигателя 6ТД Украина  вряд ли готова. Так получилось, что лучшие советские танковые дизели, включая знаменитый В-2, были созданы на Украине. Уникальному двигателю 5(6)ТД вроде давно пора на пенсию — 60 лет в строю, но у него есть еще перспективы на дальнейшее развитие. Уникальность этого двигателя не только в том, что это двухтактный дизель с ПДП, аналогов которому среди танковых дизелей нет, но и в том, что его создавали под требования самого пионерского советского танка с самым компактным МТО. Над этим двигателем советские инженеры в свое время колдовали лет 10, и было бы крайне обидно, если бы Украина отдала эту разработку из сиюминутных конъюнктурных соображений. 

У этого контракта могут возникнуть и проблемы другого рода. США могут повлиять на Украину с целью запретить сотрудничество с Турцией по «Алтаю». Однако конкуренция на международном рынке вооружений достаточно жесткая и если ее получится решить вопрос с двигателем для турецкого танка с Украиной – наготове Китай.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *