Танк Т-90  — самый современный танк в российских войсках, под огнем критики

Танк Т-90А

Танк Т-90 — самый современный танк в российских войсках, и этим интересен конкурентам. Танк попал под огонь критики с момента своего появления. Не все критические стрелы машина может отбить без ущерба, однако это всего лишь повод для работы по устранению недостатков.  

Сила мелочей

Критики особо отмечают, что даже танк  Т-90А образца 2004 года с двигателем В-92 мощностью 1000 л.с. по ходовым качествам пребывает на уровне танка Т-72Б образца 89 года  с мощностью двигателя 840 л.с. Реальная мощность двигателя В-84МС танка Т-90 при температуре выше + 50 градусов  Цельсия в тени падает до 420 — 450 л.с.  Поэтому  скорость движения выше пятой передачи выжать невозможно из-за нехватки мощности двигателя.

На плохую подвижность танка Т-90 влияет то, что у него, как и у его старшего собрата танка Т-72, вентиляторная система охлаждения с приводом от гитары. Алжирцы, закупив российские танки Т-90СА с двигателями В-92С2, при эксплуатации этих танков столкнулись с серьёзными проблемами. В Алжире двигатели В-92С2 от силы еле нарабатывали гарантированный производителем моторесурс в 300 моточасов. Поэтому алжирцы вынуждены были приостановить приёмку танков Т-90СА до устранения российской стороной недостатков по системе охлаждения.

Не все просто в танке Т-90 и с электроникой. На основном боевом танке Т-90А отсутствует бортовая система (БИУС), сообщающая об обстановке на поле боя и показывающая местоположение других бронемашин своего подразделения. Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С Т-90 не отвечает современным требованиям.

Изготавливаемые Россией для Индии Т-90С снабжались относительно современными французскими тепловизорами и целым рядом импортных электронных компонентов. Россия пока не имеет возможности производить современную танковую электронику и вынуждена её закупать в основном во Франции.

По сравнению с самыми современными западными танками российский танк Т-90 имеет относительно небольшой угол склонения и возвышения орудия. Российская танковая промышленность за последние годы частично утратила технологии изготовления качественных пушечных стволов. Танковое орудие 2А46М5 танка Т-90А обладает низкой баллистикой и плохой износоустойчивостью канала ствола. Ресурс самых современных российских танковых пушек 2А46М5 не превышает 450 выстрелов, что более чем в два раза ниже, чем у немецких, французских и американских танковых пушек. А если стрелять управляемой ракетой, то ресурс российского танкового орудия 2А46М5, устанавливаемого на танк Т-90А падает до 50 выстрелов.

Применение в арсенале Т-90А старых советских снарядов значительно снижает его огневую мощь. В автомате заряжания танка Т-90А невозможно применение относительно новых российских бронебойных оперенных подкалиберных снарядов ЗБМ60 Свинец-2 из-за увеличенной длины сердечника. Они просто не влезают по размеру в нижнетагильский автомат заряжания, который на по наследству полностью без изменений перекочевал на Т-90А из танка Т-72.

В самом «современном» российском танке Т-90А по-прежнему отсутствует защита экипажа от взрыва боезапасов. Если снаряд пробивает башню или борт корпуса Т-90, то от детонации боеприпасов расположенных в автомате заряжания танка, гибнет весь экипаж. Экипаж в боевом отделении танка Т-90 размещается сразу над бронеперегородкой, под которой в горизонтальном положении находится боеукладка автомата заряжания со снарядами и их пороховыми зарядами.

Танк Т-90А, поставляемый российской армии, имеет ослабленную зону, «дыру» в ВЛД башни, не перекрытую встроенной динамической защитой Контакт-V. Проблему недостаточного перекрытия элементами динамической защиты лобовой брони башни нижнетагильским конструкторам удалось решить на экспортных Т-90С, где отсутствуют прожекторы системы постановки оптико-электронных помех. В российские сухопутные войска поступает танк со снятыми элементами динамической защиты, место которых заняли электронные компоненты Штора.

Высокая бронепробиваемость зарубежных 120-мм БОПС позволит передовым западным и китайским танкам легко уничтожать российские танки Т-90А. При этом вероятность поражения танка Т-90А американским снарядом М829А3 при обстреле лобовых зон на дальности 2 км будет составлять 0,8–0,9.

Сегодня классическая компоновка самого современного российского танка Т-90А не только практически исчерпала возможности радикального повышения параметров его неуязвимости, но и привела к кризису конструкторской мысли Уралвагозавода в плане совершенствования бронирования и защиты этих танков со стороны верхней полусферы. Толщина брони крыши танка Т-90А не превышает 40 мм и на ней размещается навесная динамическая защита (ДЗ).  Поэтому танки Т-90А могут поражаться натовскими противотанковыми снарядами, ПТУР и минами, которые при подлете к танку атакуют его с верхней полусферы.

Для днища российского основного боевого танка Т-90А характерная толщина брони составляет всего 20–30 мм. Что дает противнику возможность поражать танк Т-90 с помощью бортовых магнитных мин.

Места экипажа танка Т-90 не эргономичные и очень неудобны. В следствие такое ограниченное пространство приводит к скованности, быстрой утомляемости экипажа, что сказывается на его боевых возможностях. Танк Т-90, как и танк Т-72, давно исчерпал все свои возможности для дальнейшей модернизации.

Гусеницы с параллельным резинометаллическим шарниром, впервые использованные на советском танке Т-64, в последствии были применены и на танке Т-80. На начало 2000-х годов нижнетагильские конструкторы, осознав свое заблуждение, также начали на них плавно переобувать свои танки Т-72 и Т-90.

Вентиляторная система охлаждения танков Т-72 и Т-90 имеет ограничения по времени работы под водой, поэтому на этих танках трудно преодолевать водные преграды шириной больше 1 километра. При более длительном преодолении водной преграды перегревается и останавливается двигатель, в результате танки остаются неподвижными, и тонут вместе с экипажами. Чтоб снять это ограничение, нужно радиаторы размещать в отдельном от двигателя отсеке, который при движении под водой должен затапливаться забортной водой и привод вентилятора должен быть отключаемым, чего на танках серии Т-72/90 нет. На украинских танках Т-64 БМ Булат и Т-80УД Береза такой проблемы не существует, потому что их радиаторы при подводном вождении заливаются и охлаждаются забортной водой.

Ни себе, ни людям

В свое время была создана экспортная версия Т-90С для Индии. Индусы назвали танк Бхишмой и начали производят у себя. Машина им вроде нравится, считают её вторым, после ядерной бомбы, оружием сдерживания Пакистана. Произошло это во многом благодаря тому, что украинский танк Т-80УД Береза выиграл пакистанский тендер.  Индия была вынуждена в срочном порядке предпринимать ответные шаги и обратилась к России, чтобы закупить российские танки. Но так как Россия к концу 90-х полностью утратила возможность производить самый продвинутый российский танк Т-80У, Индии не оставалось другого выбора, как остановить свой взор на нижнетагильском танке со скудными боевыми возможностями. Индия выбрала уральский Т-90 чтобы хоть каким то образом нивелировать подавляющее превосходство украинских танков Т-80УД пакистанской армии над самыми современными на то время индийскими танками Т-72М1.

Однако, по мнению критиков, российский танк Т-90, принятый на вооружение Индии, не смог качественно усилить боевые возможности индийской армии, став её главным разочарованием. Самыми низкими боевыми возможностями в индийской армии обладают танковые и механизированные соединения, вооруженные именно российскими танками Т-90, так как российские танки подвержены частым поломкам и отказам СУО, оружия и других ключевых систем танка.

Во время проведения индийской армией учений из-за неисправности танковой системы управления огнем выходило из строя от 80 до 90 танков Т-90. Проведенные индийской армией недельные сравнительные испытания в разных климатических зонах Индии танка Т-90 и  индийского танка Arjun показали, что индийский танк Arjun превосходит российский танк по всем ключевым боевым параметрам.

Танки Т-90C за его низкие боевые и эксплуатационные возможности в Индии прозвали «ночными бабочками» и «ржавыми ведрами». Прозвище «ночной бабочки» российские танки Т-90 от индийских военных получили за то, что эти танки просто невозможно применять в дневное время, так как аппаратура танковой СУО на жаре часто выходит из строя. И этот дефект танков Т-90 индийцы как ни пытались так и не смогли в конечном итоге устранить. Прозвище «ржавые ведра» танки Т-90 получили за то, что их уже давно нужно было списать на металлолом для последующего разделки.

Кроме Индии, танк Т-90 поставлялся на экспорт только в Алжир, Казахстан и Туркменистан. Уралвагонзаводу удалось поставить танки Т-90СА в Алжир только благодаря тому, что Россия списала Алжиру половину государственных долгов.

Т-90 не был приглашен на танковые тендеры, проводимые в Швеции, Греции и Турции. Российский танк Т-90 потерпел неудачу на тендерах, проводимых Малайзией, Перу, Марокко, Саудовской Аравией и Таиландом, на которые танк был приглашен для конкурсных испытаний. В Малайзии Т-90 уступил польскому танку РТ-91 Twardy. В Перу и Марокко Т-90 проиграл не отвечающему современным требованиям китайскому экспортному танку MBT-2000 с ещё более скудными характеристиками, чем у российского танка.

Стагнация технического уровня Т-90 при одновременном увеличении его стоимости привела до того, что китайский MBT-2000 сумел обойти Т-90С в марокканском тендере на поставку основных боевых танков. По итогам тендера, министерство обороны Марокко закупило у Китая 150 танков MBT-2000/ VT1A. В Саудовской Аравии российский основной боевой танк Т-90 уступил современному немецкому танку Leopard 2A6. В Таиланде Т-90 по всем характеристикам проиграл украинскому танку БМ Оплот. В ближайшем будущем свои маркетинговые надежды НПО Уралвагонзавод связывает со следующим вариантом модернизации танка Т-90А, танком Т-90МС Тагил.

В танках Т-90 разочарована и сама Россия. Российская армия не хочет закупать устаревшие танки Т-90. Российская армия больше заинтересована в том, чтобы проводить модернизацию дешевых строевых Т-72, чем покупать новые, но дорогие танки Т-90А. Уралвагонзавод для министерства обороны России никак не может окончательно сложить цену на неоправданно дорогой танк Т-90. Стоимость Т-90А оценивается в 71 миллион 915 тысяч рублей. Главнокомандующий Сухопутными войсками России генерал-полковник Александр Постников как-то заявлял, что за те деньги, которые требует Уралвагонзавод за новый танк Т-90А, проще было бы купить три немецких Леопарда.

Даже бывший генеральный директор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко, когда еще был директором, давал негативную оценку танкам Т-90А, называя выпускаемую своим же предприятиям продукцию не иначе как «телегами УВЗ»:  «Уже все это надоело: эти безумные комплекты, шланги… Уже в танк не зайдешь. Зайдешь на выставке в зарубежный танк, сидишь, как если не в Mercedes, то в Volkswagen. В наш залезешь — ну просто артерии какие-то везде торчат…»

Российские танкисты не уважают танк Т-90 за то, что он обладает худшими характеристиками чем «летающий» газотурбинный танк Т-80У. Подвеска российского основного боевого танка Т-90А обладает недостаточной плавностью хода из-за больших ускорений тряски при езде по мелким неровностям при большом сопротивлении гидроамортизаторов и пробоев подвески (жестких ударов балансира в упор на корпусе) при малом сопротивлении гидроамортизаторов. Следствием этого являются, кроме недостаточного уровня комфортности экипажа, ограничения на ведение стрельбы с ходу при движении по неровностям из-за больших колебаний корпуса.

Установленные на танках Т-90 уральские дизельные двигатели серии В при температуре выше + 34 градусов Цельсия стремительно теряют до 30% своей мощности. Большая часть мощности двигателя танка Т-90 тратится на систему охлаждения, редуктор и на энергоемкую подвеску.

Применяемое на нижнетагильских танках Т-72 и Т-90 моторно-трансмиссионное отделение своими корнями базируется на конструкции старого советского танка Т-54. В танке Т-90 отсутствует автоматизированная коробка передач, что для зарубежных аналогов давно уже стало нормой.

Таким образом, с точки зрения критиков, основными недостатками российских танков Т-90 являются: низкая живучесть из-за плохого перекрытия элементами динамической защиты, устаревшая  система управления огнем, расположение баков с горючим и боекомплекта в одном объеме с экипажем, устаревшая неавтоматизированная трансмиссия, разработанная ещё для танка Т-72, работающая на пределе своих возможностей, наличие рычагов вместо штурвала, делающие управление танком неудобным, низкая скорость движения задним ходом, всего 4,8 км/ч.

Российский основной боевой танк T-90А явно уступает самым передовым западным танкам — американскому М1А2 SEP V2 Абрамс и немецкому Леопард 2А6, отставая от них на целое поколение. Как же вовремя Россия приступила к разработке танка Т-14 «Армата». И фальстарт этого проекта недопустим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *