Апология Т-72

Российские специалисты называют танк Т-72 «самым массовым танком современности» и «самым воюющим танком в мире». Советские машины распродавались, как надёжные бюджетные иномарки, в десятки государств. Танк Т-72 в этом смысле является образцово-показательным, ведь именно он на протяжении почти 45 лет удерживает звание самого популярного танка в мире. Более 40 государств закупили эту машину.

Вместе с популярностью Т-72 росло и число мифов о ненадёжности и плохой защищённости этого танка. Кандидат военных наук Сергей Суворов подробно объясняет этот парадокс:  «Мифы эти рождаются потому, что при пробитии брони противотанковым (ПТ) боеприпасом танк сгорает с отрывом башни после детонации боекомплекта. Якобы во вражеских танках боекомплект отделён от обитаемого отделения и размещён в замане на корме башни. Который, в свою очередь, отделён перегородкой от обитаемого отделения. Но это не совсем так, точнее совсем не так"

Вся проблема заключается в том, что размещение боекомплекта в автомате заряжания в советских танках внутри боевого отделения создаёт пожароопасность. При пробитии брони кумулятивной струёй ПТ боеприпаса или раскалёнными осколками брони, в результате пробития брони ПТ боеприпасом кинетического действия есть высокая вероятность воспламенения частично сгорающих гильз метательных зарядов выстрелов внутри боеукладки. Как следствие — пожар, приводящий к детонации части или всего боекомплекта и срыву башни с корпуса.

Сама машина в этом случае восстановлению не подлежит, а экипаж гарантированно гибнет. Однако когда начинается разговор про зарубежные танки, уязвимость их боекомплекта зарубежные эксперты обычно упускают. В действительности лишь часть боекомплекта укрыта в специальном отсеке, а остальные выстрелы (это от 20 до 50%) размещены в обитаемом отделении в корпусе танка. По такой схеме боеприпасы размещены во всех современных зарубежных танках: в американском М1"Абрамс", французском "Леклерке", немецком "Леопарде-2", израильской "Меркаве".

На всех современных танках со 120-мм пушкой унитарные выстрелы тоже имеют частично сгорающую (пожароопасную) гильзу. Если броня любого зарубежного танка будет пробита — гореть он будет не хуже Т-72. Как и в случае с советскими танками, повреждение боекомплекта разрушит танк полностью, а экипаж погибнет.

Есть ещё одно важное обстоятельство, которое зарубежные эксперты часто путают с показателем надёжности. Все зарубежные танки значительно тяжелее советских и российских, и масса их башни в два, а в некоторых случаях и в три раза больше, чем масса башни танка Т-72. Именно по этим причинам башни большинства зарубежных танков не отлетают при взрыве.

Так что один и тот же результат при разных проявлениях поражения машины зарубежные эксперты долгое время выдавали за слабость советских и, как следствие, за преимущество собственных машин. Однако и тяжёлые танки не застрахованы от срыва башни.

Зарубежные конструкторы и разработчики даже сейчас, спустя десятилетия после завершения холодной войны, создают танки с массивной лобовой бронёй, будто уверены, что вторжение русских и бросок через всю Европу к Ла-Маншу обязательно состоятся.  Армады русских танков не идут к Ла-Маншу, зато террористы гоняют европейскую технику в хвост и в гриву. Подобный просчёт касается не только европейских, но и, конечно, американских танков. Последние наихудшим образом показали себя и в Ираке, пасуя перед противотанковыми гранатомётами разработки начала 60-х годов прошлого столетия, и в недавно вспыхнувшей войне в Йемене. Саудовские танки повстанцами — хуситами пробивались в самое, как считалось до недавнего времени, защищённое место — башню. Учитывая, что боковая проекция башни защищена не хуже лобовой, у специалистов вызывает недоумение подрыв танков американского производства советскими противотанковыми ракетами, которые помнят ещё товарища Брежнева.

Не появилось у американских производителей бронетехники и комплексов активной защиты. Полностью работоспособная система с датчиками и компьютером, выстреливающая шрапнельный боеприпас навстречу вражескому снаряду или ракете, сейчас есть только у израильтян. По слухам, именно израильская система активной защиты «Трофи» была выбрана для установки на некоторое количество американских М1, но пока так и не срослось.

Многочисленные споры в Интернете на тему превосходства американских "Абрамсов" в большинстве своём ведутся без учёта одного важного обстоятельства. Для большинства специалистов и даже некоторых любителей бронетехники, изучавших опыт бронетанковых бригад ВС США в Ираке, давно не является сюрпризом рецепт успешной работы американской наземной техники. Выходить на оперативный простор американским танкистам помогала штурмовая авиация, самолёты которой "утюжили" позиции иракских механизированных бригад.

Читая многочисленные западные статьи с аналитикой и заголовками "Почему Т-72/90 обречён на вымирание", большинство представителей отечественного ВПК, так или иначе связанных с Уралвагонзаводом и профильным КБ, едва сдерживают смех. Специалисты отмечают, что Т-72 и переработанные танки на его платформе были готовы к современным войнам задолго до того, как американцы вторглись в Афганистан и Ирак, а на Ближнем Востоке появились боевики ИГИЛ. Ветеран двух чеченских войн, танкист Сергей Доброселов в интервью Лайф рассказал, что юркий и надёжный Т-72 в период работы федеральных войск в Грозном выдерживал такие нагрузки и повреждения, какие зарубежным машинам даже не снились.

Стоит вспомнить историю с российским Т-72Б1, принимавшим участие в отражении атаки боевиков на Дагестан в 99-м. Тогда в непростых горных условиях знаменитая машина с динамической защитой и надписью на стволе орудия "Выходи — поговорим" выдержала до 12 попаданий из РПГ и других средств поражения, но ушла с места боя своим ходом. Осмотр машины, дымящей и грохочущей всеми механизмами, показал, что ни моторно-трансмиссионное отделение, ни элементы ходовой, ни прицельные приспособления критических повреждений не имели, и после небольшого ремонта экипаж танка снова начал его эксплуатацию.

Показательным в этом смысле является и текущий опыт применения Т-72 танкистами Сирийской Арабской Республики. На многочисленных видеозаписях и фотографиях с мест событий в городских кварталах передвигаются внешне совершенно убитые Т-72. Специалисты иронизируют и замечают, что внешность в бою не главное. Технически такие танки исправны, и даже сдуру сломать такую машину очень тяжело. В Сирии российский Т-90 окончательно закрыл вопрос с защищённостью, выдержав попадание современной американской противотанковой ракеты комплекса TOW-2.

В случае повреждения и потери хода вскрывается ещё одно достоинство отечественной техники — ремонтопригодность. По мнению экспертов, поменять двигатель Т-72 или Т-90 в полевых условиях за короткое время можно силами экипажа, а чтобы поменять мотор американскому "Абрамсу" или французскому "Леклерку", нужно вызывать эвакуатор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *