Уникальный дизель 5ТДФ

Самый необычный серийный дизель – это 5ТДФ, созданный для танка Т-64. Мотор имел рабочий объём 13,6 литров и развивал до 1000 л.с. Мотор 5ТДФ был уникальным по многим параметрам, он пятицилиндровый, что уже необычно. У мотора на пять цилиндров 10 поршней, 10 шатунов и два коленвала. Поршни расположены в цилиндрах попарно, один напротив другого, сначала они двигаются навстречу друг другу, потом идут друг от друга и так далее. Двигатель с противоположно-движущимся поршнями (ПДП). Отбор мощности идёт одновременно с двух коленвалов.

Мотор 5ТДФ двухтактный, что позволило снять с него невероятную по тем временам, да и сейчас впечатляющую мощность, но об этом чуть ниже. Никаких распредвалов и клапанов у мотора не было, поршни выполняли функцию золотников, они открывали впускные продувочные,  и выпускные окна.

Мотор имел непосредственный впрыск топлива в цилиндры, и впрыск осуществлялся за счёт четырёх форсунок. У мотора имелся турбокомпрессор, состоящий из турбины и компрессора, которые размещались на валу, имея при этом механическую связь с одним коленвалом. Из-за такого размещения, когда компрессор подкручивался от коленвала, никакой турбоямы не было. Кроме того, мощность от работающей турбины, когда она раскручивалась, передавалась и коленчатому валу, что увеличивало экономичность мотора.

В итоге мотор 5ТДФ так и остался перспективной разработкой, было решено отказаться от его серийного производства, ибо он был слишком сложен технически и дорог в производстве. Хотя если бы советские инженеры продолжили работать в этом направлении, то моторы были бы уже не по 1000, а по 2-3 тысячи л.с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *