Танковый нарком Малышев

Малышев

16 декабря исполняется 115 лет со дня рождения легендарного министра, Героя Социалистического Труда, кавалера многих орденов и медалей, дважды лауреата Сталинской премии, генерал-полковника инженерно-танковой службы Вячеслава Александровича Малышева.

 Вячеслав Малышев родился 3 (16) декабря 1902 года в городе Усть-Сысольск в семье Александра Николаевича Малышева и был четвёртым ребёнком в семье из шести детей. Отец — Александр Николаевич Малышев окончил Петербургский учительский институт.

1920 году, после двух лет работы, Вячеслав поступил в Великолукское техническое железнодорожное училище. В 1924—1926 годах работал помощником машиниста в железнодорожном депо Подмосковная Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. В 1926—1927 служил в РККА: секретарь бюро ВКП(б) батальонной школы, политрук команды.

С 1927 года — машинист депо Подмосковная, затем депо Люблино Московско-Курской железной дороги. Окончил МВТУ имени Баумана в 1934 году. В 1934—1939 годах — конструктор, заместитель начальника особого сектора конструкторского бюро, заместитель главного конструктора завода, заместитель начальника и начальник дизельного цеха, главный инженер, директор Коломенского завода им. В. В. Куйбышева.

6 февраля 1939 года, то есть когда в Европе пахло войной, Вячеслава Малышева возглавил образованный днем раньше Народный комиссариат тяжелого машиностроения СССР.

Малышев быстро расставил приоритеты в работе вверенной отрасли и четко сформулировал их в речи на XVIII съезде ВКП(б). Соображения Малышева нашли поддержку на самом верху. Со 2 октября 1940 года по 11 сентября 1941-го он нарком среднего машиностроения СССР, и на первое место выходит танковая промышленность.

В Великую Отечественную войну Малышев будет заниматься этой отраслью и как заместитель главы советского правительства, и как профильный министр. Известно, что 11 сентября 1941 года создан Народный комиссариат танковой промышленности («Урок третий: система прежде всего»). Малышев возглавлял его почти всю войну за исключением периода с 14 июля 1942-го по 28 июня 1943-го.

Пришлось решать уравнения со многими неизвестными. Необходимо было превзойти врага и по количественным, и по качественным параметрам. Наши потери по танкам выглядели просто катастрофическими, и стало ясно, что РККА не удержит территории, на которых находились предприятия, составлявшие ядро советского танкопрома. Предстояло в кратчайшие сроки эвакуировать их и полноценно встроить в ВПК тыловой зоны. Промышленный ландшафт востока СССР должен был расшириться за счет новых заводов, конечная продукция которых включала КВ, Т-34, Т-50, танковые дизели. Ряд предприятий перепрофилировался на выпуск танков.

Малышев блестяще решил все перечисленные задачи. Под его руководством совершен технологический прорыв в танковой промышленности. Мозговым трестом выступало детище наркома – научно-конструкторский центр. Обрела реальные очертания конвейерная сборка, были органически встроены в производственный процесс многорезцовые, револьверные станки и даже полуавтоматы. Танковый нарком объявил вчерашним днем ковку деталей и взял курс на литье. Советские производители танков выступили пионерами в отливке крупных стальных деталей в металлических формах. Со временем Малышев решился на штамповку. Соответствующая технология была доведена до ума и заняла прочное место в танкопроме, вытеснив литье. По всем меркам уникальным стал переход к штамповке башен.

Малышев по максимуму использовал изобретательский талант «гения сварки» Евгения Патона. Речь об автоматической сварке танковых корпусов под флюсом. Нарком решил опробовать уникальную технологию на заводе № 183. Почему именно там? Дело в том, что этот завод был ведущим производителем «тридцатьчетверки», которая всю войну превалировала в танковом парке РККА. Внедрение автоматов скоростной сварки (АСС) прошло без сучка и задоринки. Пройдет совсем немного времени, и АСС будут использовать на всех танковых заводах. Раньше сваркой танковых корпусов занимались физически крепкие мужчины, имевшие знания и навыки на уровне не ниже выпускника ПТУ, школы ФЗО. Таковых явно не хватало, о чем нарком прекрасно знал. С внедрением метода Патона все стало с точностью до наоборот. С АСС прекрасно управлялись женщины, подростки 14–15 лет. Трудоемкость изготовления корпуса «тридцатьчетверки» уменьшилась в восемь раз.

Малышев руководил отраслью не из московского кабинета, а стараясь как можно чаще бывать на местах. Наркомат находился в Челябинске, но случалось смотреть смерти в глаза. В Сталинград дела танкопрома привели Малышева в то время, когда город подвергался непрерывным обстрелам. Здесь нарком был един в нескольких лицах. Он денно и нощно руководил выпуском танков на местном тракторном заводе и формировал из рабочих вооруженные отряды, которые стояли насмерть, защищая от врага и Сталинград, и родное предприятие. Потом добровольцы перешли в подчинение командарму Василию Чуйкову. Нарком взял за правило строжайший спрос и с себя, и с подчиненных. Но никогда не скатывался до самодурства, давал понять критикуемому, что руководствуется только интересами дела.

Танкопром находился на личном контроле у Сталина. За военное лихолетье, подсчитано, Малышев побывал у главы Советского государства 107 раз. То есть они встречались каждые 13 дней.

В послевоенный период главное место в деятельности Малышева занял поиск советским ВПК ответов на вызовы глобальной военно-технической революции. Закладывался базис для достижения стратегического паритета с США. Сначала атомные дела частично совпадали с функциональными обязанностями Малышева. Ситуация кардинально изменилась с 26 июня 1953 года, когда он возглавил Министерство среднего машиностроения СССР (Минсредмаш), в ведении которого к этому времени находились все без исключения вопросы атомной промышленности. Потому не будет преувеличением назвать Малышева первым атомным министром. Он занимал эту должность до 28 февраля 1955-го. Но и после ухода из Минсредмаша много делал для отрасли, будучи председателем Государственного комитета Совета министров СССР по новой технике. С Вячеславом Александровичем связано блестящее руководство большими коллективами, которые эпохально отметились по трем позициям. Во-первых, создали атомную бомбу имплозивного типа второго поколения для стратегических Ту-4 и Ту-16. Во-вторых, предъявили миру первую водородную бомбу, причем в том виде, который позволял использовать ее как аргумент силы. В-третьих, запустили процесс становления атомного подводного флота.

Видный деятель советского ВПК Лев Рябев свидетельствовал: «Инициатива разработки первой атомной подводной лодки принадлежит Малышеву. Он писал об этом Сталину, и тот поддержал его». Конечно, атомные дела, на которые было направлено столько энергии министра, затрагивали интересы не только людей в погонах. Малышеву было известно выражение Курчатова: «Пусть атом будет рабочим, а не солдатом!». Хотя у Вячеслава Александровича была иная, чем у Игоря Васильевича, расстановка акцентов, первый атомный министр много сделал для применения ядерной энергетики в гражданском секторе. По линии высшего органа исполнительной власти Малышев курировал создание двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 с дальностью полета до 10 тысяч километров. Очень тесно взаимодействовал с ОКБ-1, принимал деятельное участие в согласовании тактико-технических характеристик носителя термоядерного заряда.

Умер Вячеслав Малышев 20 февраля 1957-го года от лучевой болезни через четыре года после посещения в 1953 году полигона, на котором производились испытания первой советской термоядерной бомбы. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

Комментарии 2

  • Руководители оборонной промышленности СССР Д. Ф. Устинов, Б. Л. Ванников, А. И. Ефремов, В. А. Малышев. 1945 год 1940—1944 — заместитель председателя СНК СССР и председатель Совета по машиностроению при СНК СССР. Одновременно в 1940—1941 гг. — народный комиссар среднего машиностроения СССР, а в 1941—1942 и 1943—1945 годах — народный комиссар танковой промышленности СССР.

  • 24 июня 1941 года выступил с докладом о насущных нуждах танковой промышленности на заседании Политбюро ЦК ВКП (б). В постановлении по докладу была поставлена задача создания производства танков в Поволжье и на Урале, увеличение выпуска танков КВ, Т-34, Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей. Образованный 11 сентября 1941 года Наркомат танковой промышленности во главе с В. А. Малышевым осуществлял во время войны руководство производством танков. За исключительные заслуги в организации работы танковой промышленности и выпуск первоклассной боевой техники в 1944 году В. А. Малышеву присвоено звание Героя Социалистического Труда .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *