Танк на четырех гусеницах

Самый известный проект четырехгусеничного танка  был разработан в 1957 году в ленинградском конструкторском бюро КБ-3 во главе с Жозефом Яковлевичем Котиным.  Главным конструктором танка был Лев Сергеевич Троянов – создатель серийного тяжелого танка ИС-4.

Танк создавался "с нуля" и не являлся модификацией уже существующих машин. Проект должен был учесть и превозмочь недостатки предшествующих тяжелых машин советской разработки – совместить мощную защиту, пробивное орудие и высокие маневренные характеристики, а также быть пригодным для использования в условиях ядерной войны.

Несмотря на то, что компоновка танка была классической, практически каждый его функциональный узел представлял собой новое техническое решение. Заброневой объем был рекордно малым – всего 11,5 кубических метров. Корпус состоял из 4 литых деталей, усиленных навесными бронеэкранами. Броня танка в разных местах варьировалась от 182 до 305 мм и имела эффективные углы наклона, что серьезно повышало броневой эквивалент (чуть ли не до 500 мм в некоторых участках корпуса). Это обеспечивало рекордную защищенность машины от всех имевшихся на тот момент орудий

Система управления танком была во многом автоматизирована и упрощена, экипаж составлял всего 4 человека. В качестве вооружения планировалось установить 130-мм орудие, и мощный 14,5-мм пулемет. Система перезарядки была полуавтоматической и обеспечивала скорострельность орудия до 7 выстрелов в минуту. Пожалуй, единственным серьезным недостатком танка был малый боекомплект – всего 24 снаряда и 300 пулеметных патронов.
Танк, получивший обозначение объект 279, получился большим и очень тяжелым. Длина машины с пушкой составляла более 10 метров, а боевая масса — 60 тонн. Из других особенностей объекта 279 стоит отметить четырехгусеничный движитель – весьма необычное решение, особенно для того времени, 16-цилиндровый двигатель мощностью 950 л.с., броню толщиной от 108 до 305 мм, а также защиту от химического, биологического и ядерного оружия.

 Тем не менее, заявленная скорость движения по шоссе была более чем достаточной – 40-55 км/ч. Главная особенность конструкции — четырехгусеничная ходовая часть, позволяла обеспечить крайне малое удельное давление на грунт – всего около 0,5 кГс на квадратный сантиметр, что сравнимо с показателями легких танков.

В итоге специалистам удалось построить лишь один действующий экземпляр этого танка, который в настоящее время стоит в музее в подмосковной Кубинке. В серийное производство объект 279 так и не пошел. Роковым моментом в жизни этого перспективного проекта стали полевые испытания на полигоне Капустин Яр. Тогда, в 1960 году, генеральным секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым было запрещено принимать на вооружение танки, масса которых превышает 37 тонн. Это решение партийного лидера привело к закрытию практически всех проектов тяжелых танков, в том числе и объекта 279.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *