Многие эксперты подвергают сомнению тот факт, что Т-80 является первым в мире газотурбинным танком, ссылаясь на шведский Strv-103, выпуск которого начался в 1966 году. Отчасти они правы: безбашенный танк Strv-103, разработанный компанией Bofors, действительно оснащался газотурбинным 490-сильным двигателем фирмы Boeing. Но, во‑первых, ряд специалистов не считают его танком, а относят эту машину к классу самоходных орудий по причине отсутствия башни. Во‑вторых, газотурбинный двигатель был вспомогательной, а не основной силовой установкой. Так что Т-80 на полном основании можно считать первым в мире танком с газотурбинным двигателем.
Танк начал разрабатываться на ленинградском Кировском заводе в 1968 году в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 16 апреля того же года, обязавшего Миноборонпром и — впервые в истории танкостроения! — Минавиапром, разработать танковый вариант газотурбинного двигателя ГТД-1000. Что и было сделано конструкторами НПО им. Климова.
Решение оснастить танк такой необычной силовой установкой было вызвано тем, что эксплуатация Т-64 с дизельным мотором 5ТДФ вызывала массу нареканий. Больше всего военные были недовольны именно капризной силовой установкой. Попутно стало известно, что разработка танкового газотурбинного двигателя ведется в США, и советское руководство приняло решение опередить американцев в очередной мини-гонке вооружений и технологий.
Первоначально предполагалось сделать всего лишь модификацию Т-64 с газотурбинным двигателем, но в процессе опытно-конструкторских работ получился фактически новый танк, унаследовавший от харьковского собрата 125-мм пушку 2А46−1, автомат заряжания, вертикальную боеукладку, систему управления огнем, элементы бронирования и часть узлов. Испытания предсерийного Т-80 и серийного Т-64 не выявили особых преимуществ «восьмидесятки», более того, имело место неоднократное разрушение турбокомпрессора и куча мелких проблем. Однако во время испытаний в Сибирском военном округе газотурбинный двигатель продемонстрировал ряд преимуществ над дизелем, что очень понравилось военным. При температуре до -20 градусов танк был готов к выполнению боевой задачи через три минуты, в то время как Т-64 для запуска двигателя требовалось времени на порядок больше. При температуре до -45 градусов Т-80 был боеготовым через 25 минут, в то время как Т-64 и через сорок минут не мог сдвинуться с места. Кроме того, Т-80 показал более высокую скорость, лучшую маневренность и меньшую шумность. Военным танк понравился.
Вместе с тем были у Т-80 и серьезные минусы. Газотурбинная силовая установка стоила в 10 раз больше дизельного двигателя и требовала серьезного ухода, а в случае выхода её из строя ремонт был сложным и дорогим. Расход топлива был выше, чем у дизеля — 5,5 л/км, против 3,8 л/км, что негативно сказывалось на дальности хода, кроме того, требовалось постоянно чистить воздушные фильтры, потому что ГТД-1000 засасывал воздух как хороший пылесос — до 6 м³ воздуха в секунду. Был и еще один минус — с принятием на вооружение Т-80, Советская Армия получила три типа основных боевых танков, с небольшими отличиями в характеристиках, но с абсолютно не взаимозаменяемыми узлами, что делало их эксплуатацию, снабжение запчастями и обслуживание сложным и требовавшим больших затрат. Танки были унифицированы только по пушкам, боеприпасам, частично по электронике и системам управления огнем. Ни одна страна в мире, даже небедные США не могли позволить себе иметь три типа основных боевых танков, но в СССР, как известно, на оборонку денег никогда не жалели.
В 1978 году появился модернизированный Т-80Б, получивший новую пушку 2А46М-1 способную стрелять ПТУР «Кобра». Также танк получил новую систему управления огнем, более мощное бронирование, а появившаяся в 1985 году модификация Т-80БВ обзавелась доработанным газотурбинным двигателем ГТД-1000ТФ, получившим дополнительные 100 л.с. Еще более мощный — 1250-сильный двигатель получила модификация Т-80У. Она также обзавелась усиленной броней, более совершенной системой управления огнем и новой управляемой ракетой комплекса 9К119 «Рефлекс». Несмотря на то, что по сравнению с Т-80 вес Т-80У вырос на 4 тонны, с 42 до 46 тонн, максимальная скорость осталась прежней — 70 км/ч, а запас хода вырос с 350 до 400 километров.
Танк Т-80 оказался последним танком советской разработки, и, как и многим советским танкам, ему пришлось повоевать на просторах бывшего СССР. Свой «боевой путь» он начал 3 октября 1993 года с расстрела российского парламента в Москве, хотя эту «спецоперацию» сложно причислить к боевым действиям. Наиболее активно Т-80 использовался в первую чеченскую кампанию и был раскритикован многими экспертами за низкую живучесть. Хотя большинство потерь Т-80, скорее, не на совести разработчиков танка, а на совести тех, кто безответственно использовал скоростные и маневренные машины в тесноте грозненских улиц, где они вообще не должны были появляться.
Т-80 стал единственным из отечественных танков, которому пришлось служить в армиях таких стран, как Южная Корея и Кипр. После развала СССР большинство Т-80 достались России и Украине. Последняя сделала ставку на харьковские танки Т-64 и отправила «восьмидесятки» в резерв, да и в России Т-80 едва не сняли с вооружения, однако в последние годы несколько сотен танков (из более чем трех тысяч) отправили на модернизацию, и они продолжат службу. Несмотря на возраст, Т-80 остается танком с уникальными характеристиками, которые до сих пор устраивают танкистов, а это означает, что на пенсию он отправится ещё не скоро.
Александр Плеханов