«Кривой» танк

Визитная карточка шведской танковой промышленности — Strv 103, он же S-Tank. Вот лишь небольшая часть особенностей этой машины: отсутствие башни, жёстко закреплённое в корпусе орудие с автоматом заряжания, регулируемая гидропневматическая подвеска, три места управления (по одному на каждого танкиста в экипаже). В общем, шведские конструкторы смогли удивить мир.

 Strv 103 не появился сам по себе, по наитию. Значительная часть компонентов, из которых потом «сложили» этот танк, ранее были составными частями прошлых экспериментальных боевых машин. Как же шведы собирали этот «индустриальный конструктор»?

Военные хотели машину боевой массой 25–30 тонн, вооружённую пушкой калибра 75–105 мм и имеющую удельную мощность около 20 л.с. на тонну. В требованиях отмечалось также, что танк должен быть невысоким. Инженер Свен Берге  прекрасно понимал глубину кризиса, в котором оказалась программа перспективного танка. Проблема была в том, что к середине 50-х годов соблюсти эти требования и не выйти за пределы 30 тонн боевой массы не представлялось возможным.

Берге нашёл весьма неординарный выход: убрать из конструкции танка башню. Прорабатывать это направление инженер стал в конце августа 1956 года. Причём он предложил не только убрать башню, а в принципе лишить орудие подвижности. Роль башни должен был выполнять весь танк. Для этого использовалась регулируемая подвеска, позволявшая не только наводить орудие по вертикали, но и «приседать».

На разработку концепции безбашенного танка Берге потратил одни выходные, которые он провёл на рабочем месте. Уже в понедельник инженер показал свои наработки коллегам. Те пожали плечами, и только Эрик Гиллнер, непосредственный начальник Берге, проявил интерес. С августа до октября Берге доводил идею до ума, чтобы 22 октября 1956 года наконец-то показать её руководству. Несмотря на скептическое отношение прочих инженеров, Гиллнер решил включить безбашенную машину Берге в общий план и концепцию Свена Берге утвердили под обозначением Strv S («S» — Sverige, то есть Швеция).

Первый эскизный проект Strv S представили в начале августа 1959 года. Уже по нему становилось понятно, что конструкция танка получится неординарной. Как и на первых эскизах Свена Берге, танк имел клиновидную форму корпуса. В носовой части располагалось моторно-трансмиссионное отделение, причём с самого начала шведы решили, что силовая установка должны быть комбинированной. В неё входили дизельный двигатель мощностью 300 л. с. и газовая турбина мощностью 200–300 «лошадей». Суммарно они должны были дать танку удельную мощность примерно 20 л. с. на тонну и максимальную скорость около 60 км/ч.

К концу 1960 года облик Strv S наконец-то сформировался окончательно. Первый танк нулевой серии должен был сойти с конвейера 1 октября 1963 года. И на этот раз шведы сроки выдержали, несмотря на то, что в конструкцию танка продолжали вноситься изменения.

В марте 1966 года работы над улучшением Strv S наконец-то закончились. Через год, 7 сентября 1967 года, танк был принят на вооружение шведской армии. Он получил обозначение Strv 103, хотя в документах ещё некоторое время продолжал обозначаться как Strv S. Десять лет разработки не прошли даром: шведские военные получили крайне необычную, но при этом технически совершенную машину, идеально подходящую для условий Скандинавии.

О том, насколько удачной машиной получился Strv 103, свидетельствует срок его службы. С вооружения эти танки стали снимать только в 1997 году, то есть прослужили они 30 лет. Безусловно, машину не раз модернизировали, но факт в том, что плохой танк столько времени в армии не продержится. Остаётся только поаплодировать Свену Берге, доказавшему, что танк и без башни может быть отличной боевой машиной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *