Израильский танк

Израиль — государство молодое. Но воинственное. Поэтому история израильского  танкостроения очень поучительна. История пяти поколений основного израильского боевого танка Меркава отражает эволюцию представлений о роли танка в современной войне.

"Отец" танка Меркава — израильский генерал Исраэль Таль (1924-2010), вошел в историю танковых войск не только как победитель танковых сражений, но и как создатель основного боевого танка Меркава, совершивший подлинную революцию в танковом мире.

Девиз бронетанковых войск ЦАХАЛа «Человек в танке победит» основан на словах генерала Таля "В бою победит тот танк, чей экипаж лучше".Исраэль Таль родился в 1924г. в Палестине, в галилейской деревне Маханаим, в семье, чьи корни идут от польских хасидов, поселившихся в священных для иудеев городах Цфате и Тиверии в 1777 году. В возрасте пяти лет он чудом выжил, когда арабы подожгли дом, где он жил с матерью и младшей сестренкой. С детских лет Исраэль познал тяжелый труд — мальчишкой он начал работать в деревенской кузнице.

В 15 лет он стал бойцом еврейской нелегальной армии Хагана. В 1942 году, в возрасте семнадцати лет, Исраэль Таль пошел добровольцем в Британскую армию. Он сражался с нацистами в Ливии, в рядах Еврейской бригады участвовал в высадке союзников в Италии и с боями дошел до Рейнской области в Германии. После войны он примкнул к боевой организации Мстителей, занимавшейся поиском и ликвидацией нацистов, чьи руки были в еврейской крови. Начавшуюся в 1948 году Войну за Независимость Исраэль Таль встретил в рядах ЦАХАЛа – он начал службу инструктором-пулеметчиком, а затем быстро поднялся по командирским ступенькам. Закончив военную академию в Великобритании, в 1955 году Таль принял командование 10-ой пехотной бригадой, во главе которой сражался в Синайской кампании 1956г.

В 1959 году состоялось судьбоносное назначение полковника Таля на пост командира 7-ой бронетанковой бригады, навсегда связавшее Исраэля Таля с танковыми войсками.

В 1964 году генерал Исраэль Таль стал заместителем командующего танковыми войсками. Как опытнейший танкист, Таль понимал, что в условиях многократного численного превосходства противника в танках, только отличная выучка экипажей даст шанс выстоять и победить.

Основываясь на боевом опыте, он развивал абсолютно новые тактические приемы ведения танковой войны. Особое внимание он уделял огневой подготовке танковых экипажей, став подлинным новатором во внедрении в танковые войска снайперского огня башенных орудий танков на дальние и сверхдальние дистанции — до 5-6 километров и даже на 10-11 километров.

Это дало заметные преимущества в бою – противник воевал по советским танковым уставам и наставлениям, которые предписывали открывать прицельный огонь только на дистанции в 1.5 км. Так что израильские танкисты, открывая огонь с дальних дистанций, уничтожали танки противника ещё до достижения ими рубежа открытия огня.

Генерал Таль коренным образом пересмотрел всю систему боевой подготовки танкистов: центральной фигурой в экипажах стал наводчик танковой пушки и весь экипаж должен был работать на наводчика и на поражение им целей

Проверку боем новые тактические приемы прошли в ходе "Битвы за воду" в 1964-1966гг. Тогда Сирия попыталась отвести воду реки Иордан, и тем самым лишить Израиль водных ресурсов. Сирийцы начали строить отводной канал, чего Израиль допустить не мог. Было принято решением огнем танковых орудий уничтожить землеройную технику, танки и артиллерийские батареи противника, прикрывавшие строительство.

С этой целью израильское командование укомплектовало танковые части подготовленными экипажами. В соответствии с принципом "Делай, как я", принятым у командиров израильской армии, место наводчика в одном из танков занял лично генерал Таль, командиром его танка стал командир батальона, а заряжающим — командир танковой бригады полковник Ш.Лахат. Танкисты Стальной (84-ой танковой) дивизии, которой командовал генерал Таль, прорвали фронт в районе Газы и, с тяжелыми боями наступая через Синайскую пустыню, через три дня вышли на берег Суэцкого канала.

Начавшаяся 6 октября 1973 года Война Судного дня стала еще одним испытанием для израильских танковых войск — на просторах от Синая до Голанских высот развернулось крупнейшее в мировой истории танковое сражение, в котором вели смертный бой до 7 тысяч танков.

Генерал Таль принял командование Южным фронтом. Там, в Синайской пустыне, сошлись в схватке до 4 тысяч танков. В египетском наступлении, начавшемся 14 октября, были задействованы более 1 тыс. танков и 200 БТР с пехотой.

Наступающие египетские войска были атакованы израильскими танковыми дивизиями, в составе которых было до 700 танков. В завязавшемся крупнейшем со времен 2МВ встречном танковом бою танкисты генерала Таля нанесли противнику тяжелое поражение – было уничтожено более 250 египетских танков, израильские потери составили всего 40 танков.

143-я, 162-я и 252-я израильские танковые дивизии перешли в контрнаступление, в ходе которого были окружены 3-я и 2-я египетские армий, израильские войска форсировали Суэцкий канал. В боях на Синае был тяжело ранен сын генерала Таля – командир танковой роты капитан Яир Таль. Анализируя итоги танковых сражений Синайской кампании и Шестидневной войны, в Израиле пришли к выводу о необходимости создания собственного танка.

Иного выбора просто не было: до Шестидневной войны на вооружении танковых войск ЦАХАЛа были американские танки М48 и М60 и британские Центурионы, однако США установили тогда запрет на поставки вооружений Израилю, а Великобритания была настроена про-арабски и в любой момент могла наложить вето на закупки танков и запчастей к ним.

В иной ситуации находились арабы: СССР бесплатно поставлял арабам тысячи своих современных танков, гарантируя при этом замену всей битой техники.

Израильская армия нуждалась в создании абсолютно новой боевой машины, наиболее полно соответствующей театру военных действий и боевому опыту израильских танкистов. Кроме того, такая боевая машина позволяла полностью отказаться от ненадежных зарубежных поставщиков.Бывалый танкист генерал Таль считал, что ни одна из моделей танков, будь то американские танки М48и М60 или британский Центурион, не удовлетворяют израильским требованиям.

Генерал Таль принадлежал к числу подлинных фанатов танка, знающих и любящих боевую технику до последнего болта. Солдаты не раз видели своего генерала в рабочем комбинезоне, заляпанном солидолом и машинным маслом, когда он вместе с механиками разбирался в поломках танковых агрегатов. Только в агрегаты моторно-трансмиссионного отделения танка М48 он, исходя из своего практического опыта, внёс более ста усовершенствований.

Однако при создании своего танка генерал Таль руководствовался не только техническими усовершенствованиями. Он выдвигал абсолютно новые концептуальные идеи танка. Основной акцент, наряду с огневой мощью и маневренностью, делался на максимальную защиту членов экипажа: пусть танк будет полностью выведен из строя, но экипаж должен уцелеть, – и ремонтопригодность танка: даже после серьезного повреждения танк должен быть быстро восстановлен и вновь идти в бой.

Израильский танк принципиально отличается по компоновке от всех боевых машин, построенных по классической схеме, впервые примененной на французском танке Reno FT-17 образца 1916 года: впереди отделение управления, посередине — боевое, сзади — моторно-трансмиссионный отсек.

Генерал Таль полностью отказался следовать танковым традициям:
1. У израильского танка моторно-трансмиссионный отсек расположен в передней части танка, являясь дополнительной защитой экипажа от противотанковых средств — в лобовую проекцию танка по статистике попадает большинство снарядов.

2. “Танк -это дом экипажа в военное время”. Танкисты могут по нескольку суток не выходить из боев, испытывая тяжелейшие перегрузки от усталости и нервного истощения. Потому Таль предложил концепцию круглосуточного использования танка, для чего боевое отделение должно быть большим и вмещать два экипажа — один отдыхает, второй воюет, или же может использоваться для транспортировки танкового десанта.
Чтобы даже раненный танкист мог покинуть подбитую машину, десантный люк должен быть большим и расположен в кормовой части танка.
Пожар в подбитом танке ведет к гибели экипажа, потому система пожаротушения должна быть многоразовой, ведь в течение боя в танк могут быть многократные попадания.

3. Статистика показывала, что в случае детонации боекомплекта и топлива экипаж гибнет полностью. Потому боевое отделение должно быть отделено бронёй от топливных баков и боекомплекта, а сам боекомплект должен быть размещён в отдельном контейнере и автоматически отстреливаться от танка при поражении его противотанковым средством. Топливные баки должны быть в кормовой части танка, в зоне наименее вероятного поражения от противотанковых средств.

4. Танк должен иметь модульную конструкцию — путём замены модулей подбитый танк может быть быстро восстановлен на поле боя. Кроме того, модернизация танка может быть легко осуществлена путем замены устаревших модулей на более совершенные.

Все эти идеи были революционны для танкостроения и полностью изменяли традиционные представления о роли и месте танка в современном бою.

Программа создания танка была утверждена в августе 1970 года и группа в составе всего 35 офицеров-танкистов под руководством генерала Тала начала разрабатывать новый танк. 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *