Танки создают не главные и генеральные конструкторы, имена которых знают многие, а целые коллективы конструкторов, имена которых для большинства остаются неизвестными. Исключения, как правило, связаны или с выдающимся вкладом конструктора, или с конфликтом, с борьбой с начальством в отстаивании своих идей. Один из таких конструкторов — Николай Фёдорович Шашмурин — инженер-конструктор советских танков ИС-2, ИС-7, ПТ-76, БТР-50П , отличился как личным вкладом, так и конфликтностью.
Николай Фёдорович Шашмурин родился 26 июня 1910 в Санкт-Петербурге. Воспитывался в интернате; c 1924 по 1928 год учился в 41-ой советской трудовой школе (б. Петершуле). Еще в школе проявились его способности к конструированию и изобретательству. Уже в пятнадцать лет Николай Шашмурин вместе со своими школьными друзьями сумел изготовить настоящие, действующие аэросани.
В 1930 году Н.Ф. Шашмурин поступил в Ленинградский индустриальный институт, готовивший инженерные кадры для промышленности и специалистов по механизации сельского хозяйства. По завершении учебы молодой инженер-механик был направлен по распределению в один из районов Сибири.
Отработав по распределению, Н.Ф. Шашмурин в 1937 году поступил в аспирантуру Ленинградского политехнического института, на кафедру «Автомобили и тракторы». Работая над диссертацией, он вместе с конструкторами Кировского завода участвовал в создании пропашного гусеничного трактора.
В это время на Кировском заводе, кроме тракторов, осуществлялось и производство танков. Первым заметным результатом работы Н.Ф. Шашмурина в этой области, своего рода революцией в конструкции танков, было предложенное им применение торсионной подвески. До этого в качестве упругого элемента подвески танка использовались либо цилиндрические спиральные пружины, либо пластинчатые рессоры. И те и другие размещались снаружи основной брони корпуса танка, что вызывало необходимость их защиты от поражения с помощью дополнительных броневых конструкций, существенно утяжелявших танк. Применение упругих элементов в виде торсионных валов, размещенных внутри бронекорпуса танка и работающих на скручивание, устраняло этот недостаток. Впервые торсионную подвеску опробовали на опытном образце среднего танка Т-28. Ее также использовали в тяжелом двухбашенном танке СМК («Сергей Миронович Киров»), находившемся в то время в разработке.
Одним из первых Н.Ф. Шашмурин решился на отказ от дорогих легированных сплавов для деталей трансмиссии, заменив их обычной углеродистой сталью, обработанной токами высокой частоты. С такой же решительностью он применял тонкостенное чугунное литье для картеров силовых агрегатов вместо дефицитного цветного литья.
В августе 1939 года образцы танков СМК и KB («Клим Ворошилов») были изготовлены в металле и после показа командованию в сентябре на Кубинке были направлены в 20-ю танковую бригаду, участвовавшую в боях на Карельском перешейке. Уже 17 декабря опытные танки приняли участие в бою при попытке прорыва Хоттиненского укрепрайона «линии Маннергейма».
Особенно ярко проявился конструкторский талант Н.Ф. Шашмурина в трудные годы Великой Отечественной войны. С 28 июля по 26 августа 1942 года два опытных образца танка KB-1С прошли государственные испытания, и новый тяжелый танк был принят на вооружение. Уже в ноябре 1942 года в контрнаступлении под Сталинградом танки KB-1С сыграли заметную роль. За создание танка KB-1С и освоение его серийного производства Н.Ф. Шашмурин в числе других участников этих работ был в 1943 году удостоен Сталинской премии.
Выявились, однако, и недостатки. Заново были спроектированы башни с двумя вариантами вооружения: с 76-мм пушкой ЗИС-5 и 122-мм гаубицей У-11 в башне, заимствованной у опытного тяжелого танка КВ-9. Удачно были использованы двухступенчатые планетарные механизмы поворота (ПМП), разработанные А.И. Благонравовым. Подверглась дополнительному усовершенствованию система охлаждения двигателя. Заимствованный от KB-1С гусеничный движитель был облегчен за счет применения в гусеницах нечетных безгребневых траков. В течение второго полугодия 1942 года Н.Ф. Шашмурин буквально «проталкивал» на Опытном танковом заводе в Челябинске изготовление измененных узлов и агрегатов.
В конструкции нового танка ИС («Иосиф Сталин»)-122 Н.Ф. Шашмурин аккумулировал все лучшее, что к этому времени создали наши разработчики — утолщенные литые башню, лобовую деталь и подбашенную часть корпуса, малогабаритные ПМП конструкции А.И. Благонравова, и, разумеется, торсионную подвеску и другие технические достижения, упоминавшиеся ранее. Будучи на 11 т легче немецкого «Королевского тигра», новый танк в 1,5 раза превосходил его по эффективности бронезащиты.
С начала 1944 года развернулось серийное производство танков ИС-122 под маркой ИС-2. Однако работа Н.Ф. Шашмурина над этим танком продолжалась. В течение 1944 года была проведена его модернизация. С целью дополнительного повышения защитных свойств бронекорпуса его лобовая часть стала наклонной, без излома, а смотровой люк механика-водителя заменили смотровой щелью, закрытой стеклоблоком.
Все эти новации проходили непросто, и конструктор Шашмурин «воевал» за свои идеи, конфликтовал с руководством, в том числе с Ж. Я.Котиным.
Танки ИС-2 в войсках с самого начала их эксплуатауции заняли особое место. Об этом свидетельствует тот факт, что отдельным тяжелым танковым полкам, на вооружение которых они поступали, уже при формировании присваивалось наименование «гвардейских». Впервые танки ИС-2 получили боевое крещение в январе-феврале 1944 года в Корсунь-Шевченковской операции. В последующем танки ИС-2 участвовали во всех операциях завершающего периода Великой Отечественной войны. Символично, что именно этот танк установили на постамент в Карлсхорсте под Берлином, где 9 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
В феврале 1946 года за выдающиеся достижения в деле создания новых образцов бронетанковой техники Николая Федоровича Шашмурина вторично удостоили Сталинской премии.
В 1945 году Н.Ф. Шашмурин уже по собственной инициативе приступил к проектированию совершенно нового тяжелого танка — будущего ИС(«Иосиф Сталин»)-7. Этот проект можно без преувеличения назвать вершиной его творчества, блестящим воплощением разработанной им концепции конструирования «по предельным параметрам». В 1949 году Кировский завод получил заказ на первую партию в 50 танков ИС-7. Но вскоре правительство приняло постановление о полном прекращении работ над всеми танками тяжелее 50 тонн.
В жизни Н.Ф. Шашмурина начался новый интересный этап — он был назначен ведущим конструктором проекта легких плавающих машин. В результате появились на свет всемирно известные плавающие танки ПТ-76, бронетранспортеры БТР-50П, их последующие модификации и другие военные машины на их базе. Более того, водоходные характеристики этих машин (скорость движения, остойчивость и поворотливость на плаву) являлись своего рода эталоном, не превзойденным ни одним из представителей плавающей бронетанковой техники мира.
К началу 1952 года были завершены отработки нового детища Н.Ф. Шашмурина и его коллег; началось освоение серийного производства танков ПТ-76 и бронетранспортера БТР-50П на Сталинградском танковом заводе.
Умер Н.Ф. Шашмурин в 1996 году, похоронен в пос. Куженкино Тверской области.