Российских танкостроителей обвиняют в некомпетентности

 Армата Т14

Злые языки обвиняют российских танкостроителей в некомпетентности и считают, что Россию можно исключить из клуба стран, способных разработать и наладить выпуск современных танков. В качестве обоснования для таких обвинений собраны все проблемы и неудачи в истории послевоенного развития российского танкостроения, которые и приведены в этой статье.

К концу восьмидесятых годов на вооружении Советской Армии были четыре семейства танков: Т-64, Т-72А/Б, газотурбинные Т-80Б(В)/У и дизельные Т-80УД. Четыре близких по ТТХ танка были почти не унифицированы между собой. Причиной этого была  конкуренция между танкостроительными кланами, которые появились в СССР после Великой Отечественной войны.

Первым, ещё в 1960-е, на вооружение был принят Т-64, который ещё лет 15 пришлось доводить до рабочего состояния. В начале 1970-х был принят на вооружение более дешёвый и технологичный Т-72А, и наконец, к концу десятилетия газотурбинный Т-80. Последний танк считался наиболее продвинутым, но его эксплуатация, одна турбина которого стоила почти как половина Т-72, показалась слишком уж затратной даже советским военным. В результате, пока шестьдесятчетвёрки и восьмидесятки радовали высших чинов своими ТТХ, реально вооружать армию пришлось в основном Т-72А/Б. Выпуск танковых СУО (систем управления огнем), которые создавались сторонними КБ,  заводами, был недостаточным. В результате СУО распределялись хитрым образом: современные СУО шли на Т-80, остаток их распределялся на более удачливые Т-64, а Т-72А/Б приходилось довольствоваться остатками.

Ещё до развала Союза стало понятно, что надо придумать что-то новое, чем активно занимались все основные КБ, которые предложили несколько проектов. Ленинград продвигал два проекта: танк предельных параметров, он же Объект 299 с пушкой калибра 152-мм  и новую модернизацию Т-80. В обоих случаях дальше прототипов дело не пошло.

Харьков разработал дизельный Т-80УД и рихтует его до сих пор в виде Т-84 Оплот, который даже попал на вооружение войск Пакистана. Омск решил просто улучшить Т-80. В результате получился Т-80У, который в минимальных количествах поступил в войска в конце 80-х — начале 90-х. Однако после Первой чеченской войны от производства газотурбинных танков в России отказались. В конце 90-х завод собрался с силами и выдал свой последний образец. Это был Объект 640 Чёрный орёл. При его создании активно использовались узлы и агрегаты Т-80. Была сделана новая ходовая, сварена новая башня с динамической защитой, боеприпасы вынесли из корпуса за башню. Но, несмотря на все ухищрения, иностранных закупщиков он не привлёк.

От Уралвагонзавода сперва потребовали модернизировать Т-72, в результате получился Объект 188. Параллельно был создан образец  под названием Объект 187. Машина получила унифицированное МТО — вставляй хоть дизель, хоть турбину, да хоть новую трансмиссию; новый лоб корпуса, новую башню, обновленную ходовую, и новую же пушку. На вооружение всё же приняли более дешевый Объект 188, который получил маркировку Т-72БУ.

После распада СССР в России практически единственным танковым заводом оказался Уралвагонзавод. Заметим, что в 1991-м году иракские Т-72 не смогли ничего противопоставить американским Абрамсам последней на тот момент модификации. Справедливости ради заметим, что иракские Т-72 уступали даже старым, но советскими, Т-72. Тем не менее, репутационный ущерб был нанесен.  Очень красноречивым подтверждением этого является факт, когда Иран не один раз с 2004 по 2008 год обращался к Российской федерации, чтобы закупить самый современный российский танк Т-80У. Но Россия просто не могла заключить выгодную сделку, потому что утратила к этому времени полный цикл производства газотурбинных танков. Взамен танков Т-80У Россия не раз предлагала Ирану закупить нижнетагильские танки, так как уже к середине 90-х годов Т-90 остался единственным танком, который производился в РФ.

Т-90 продолжает дальнейшую линию по развитию боевых возможностей танка Т-72. Танк Т-90 представляет из себя переименованный Уралвагонзаводом в маркетинговых целях танк Т-72БУ (Т-72Б улучшенный образца 1991 г. ). Справедливости ради заметим, что на сайте Уралвагонзавода сформулирован ответ на это утверждение: «Многие считают, что Т-90 – это не что иное как модернизированный Т-72Б, чья конструкция послужила основой для конструкторов УКБТМ. Изначально Т-90 действительно разрабатывался как глубокая модернизация своего предшественника, в документах он даже назывался «Т-72Б усовершенствованный». Однако в 1992 году был принят на вооружение уже как Т-90. И это не случайно, поскольку заимствованы были только основные схемные решения: габаритные размеры корпуса и башни, автомат заряжания пушки. В то же время количество нововведений, реализованных на этом танке, и объём работы, выполненной при его создании, позволяют однозначно говорить о Т-90 как о новой боевой машине».

Некоторые недоброжелатели считают, что принятие Т-90 на вооружение стало самым большим преступлением против обороноспособности Российского государства. На вооружении российской армии поступил ещё один танк с характеристиками сопоставимыми с танкам Т-64, Т-72 и Т-80. С распадом Советского Союза осуществилась сокровенная и до этого самая несбыточная мечта Уралвагонзавода — после устранения конкурентов, нижнетагильский танк Т-90 наконец то стал основным российским боевым танком, а самое слабое советское танковое КБ УКБТМ стало ведущим в России разработчиком бронетехники.

На основании этого делается даже такой вывод, что Россия утратила былой статус великой танкостроительной державы и на сегодняшний день не имеет возможности самостоятельно разрабатывать и серийно производить конкурентные, востребованные как на внутреннем, так и на внешнем рынке вооружений, современные танки. Российским танкостроителям в связи с этим дается такой совет: для того чтобы Россия смогла в будущем хоть на половину возродить свой утраченный бронетанковый потенциал,  остается только один путь — нужно закупать за рубежом самую современную бронетехнику и параллельно на своих оборонных предприятиях  учиться воспроизводить ее по лицензии.

Представляется, что единственным ответом на такие обвинения и советы должна стать успешная доработка и начало серийного выпуска машин на платформе «Армата».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *