Российская оборонная промышленность планирует начать изготовление собственной версии многоцелевых гусеничных транспортеров МТЛБ (многоцелевой транспортер легкий бронированный), ранее производившихся на Харьковском тракторном заводе, а также в Польше и Болгарии. Новая машина должна заменить в войсках МТЛБ советской постройки, постепенно вырабатывающие ресурс.
«В войсках больше пяти тысяч машин этого типа, и в строю, и на хранении, их используют все виды вооруженных сил. Главное достоинство — это универсальное шасси, и недорогое. Замена его на шасси нового поколения типа "Курганца" потребует очень больших средств, поэтому нам нужно собственное производство аналога МТЛБ, так как приобретать их на Украине мы не можем», — считают в Минобороны.
МТЛБ разработан в начале 1960-х годов и состоит на вооружении с 1964-го. Было выпущено около 10 тысяч машин данного типа. Тягач применялся в ходе войны в Афганистане и практически во всех крупных вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве. Отличается высокой надежностью, простотой обслуживания и универсальностью.
За время эксплуатации в различных странах мира были созданы десятки военных и гражданских модификаций этой машины. Сирийские военные массово используют многоцелевые гусеничные транспортеры МТЛБ, в рейдах наряду с танками и другой бронетехникой. Транспортер, имеющий 14-миллиметровую лобовую броню, по шоссе способен развивать скорость до 62 километров в час, а также может преодолевать водные преграды.
Вооруженные силы России используют МТЛБ и машины на их базе в различном качестве — от гусеничных транспортеров до шасси для самоходных артустановок, зенитных ракетных комплексов и командно-штабных машин.
В настоящее время модернизацией и обслуживанием МТЛБ в России занимается несколько заводов, включая Муромский тепловозный, Курганский машиностроительный и ряд других, при этом в стране производятся все необходимые агрегаты для того, чтобы освоить ее самостоятельное производство.
Максимальная масса МТЛБ с грузом достигает 12,2 тонны, в ряде специальных модификаций — превышает 16 тонн. В качестве силовой установки используются дизельные двигатели семейства ЯМЗ-238 производства Ярославского моторного завода.
Армия рассчитывает на обновленный МТЛБ в качестве универсальной платформы для транспортировки различных грузов и перевозки личного состава, а также установки оборудования. «Это не означает отказа от боевых машин нового поколения, МТЛБ в принципе не предназначен для того, чтобы соревноваться с БМП или БТР, но заменять эту машину на дорогостоящее специальное шасси там, где она отлично справляется, было бы расточительно», — считает источник в Минобороны.