60 тысяч МТ-ЛБ ждут пополнения

МТ-ЛБ

Компания «Ремдизель» из Набережных Челнов провела глубокую модернизацию транспортера-тягача МТ-ЛБ (многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный), часто называемый военными «Мотолыгой». Машину превратили в «многоцелевое легкое бронированное шасси» МЛБШ.

 Бронемашина получила новый двигатель мощностью 360 лошадиных сил (вместо прежних 240), в результате чего максимальная скорость движения увеличилась до 65 километров в час, а запас хода — до 900 километров (вместо прежних 500). На МЛБШ установлен гидрообъемный механизм поворота, управление которым осуществляется с помощью джойстика. Грузоподъемность машины — 2,5 тонны, масса буксируемого груза — до 7 тонн. По мнению создателей бронемашины, МЛБШ станет основой для монтажа различного специального оборудования, применяемого в армии.

«Мотолыга» используется в ракетных войсках стратегического назначения, мотострелковых, танковых, артиллерийских полках и бригадах, а также в морской пехоте и береговых частях флота. Первые МТ-ЛБ были приняты на вооружение в 1964 году.  Столь длительный срок выпуска машины – большая редкость, это свидетельствует о большой конструкторской удаче, историю которой не грех и вспомнить.

Как было дело

После завершения Великой отечественной войны задача повышения мобильности артиллерии оставалась одной из приоритетных для командования Советской Армии. В итоге Харьковский тракторный завод (ХТЗ) получил задание создать быстроходный артиллерийский тягач для буксировки артиллерийских систем массой до 6 т, и в мае в 1947 г. было организовано конструкторское подразделение по созданию легкого артиллерийского тягача. В начале 1950-х гг. работы завершились созданием машины под названием АТ-Л («артиллерийский тягач легкий»). У него была кабина от грузового автомобиля ЗиС-164, кузов и пятикатковая ходовая часть. То есть, по сути, автомобиль, но на гусеницах. С довольно высокой скоростью (до 42 км/ч) он мог буксировать артсистемы массой до 6 тонн, при этом в кузове располагались боекомплект и расчет. Затем, во второй половине 1950-х гг., ХТЗ создал такую машину как ГТ-Т, гусеничный снегоболотоход, который был передан для серийного производства на Рубцовский машиностроительный завод.

 После освоения серийного производства очень удачного тягача АТ-Л, у военных возник вопрос: почему при буксировке орудия вблизи линии фронта расчет и боекомплект не защищены. И была поставлена задача создать, с одной стороны, тягач быстроходный с высокой проходимостью и большей грузоподъемностью, а с другой, который бы имел противопульную броневую защиту расчета и боекомплекта, а также легкое вооружение для защиты. Результатом этих работ и стал МТ-ЛБ, который имел все эти характеристики и мог перевозить орудия массой до 6,5-7 тонн. При этом он мог еще и преодолевать водные преграды вплавь.

Героя быстро оценили

Когда военные оценили его возможности, на его базе стали появляться новые модификации. В первую очередь снегоболотоход МТ-ЛБВ. До этого ни у кого не было бронированных снегоболотоходов. Хотя грузоподъемность у него несколько снизилась, но основные параметры остались практически те же, а удельное давление на грунт уменьшилось почти в два раза, и он буксировал более легкие системы. Но даже сегодня по совокупным показателям аналога этому снегоболотоходу в классе легких военных гусеничных машин (ВГМ) нет.

Конструкция МТ-ЛБ оказалась настолько удачной, а его характеристики были столь высоки, что спустя небольшое время с момента принятия на вооружение, МТ-ЛБ был востребован в качестве шасси для установки комплексов вооружения. Это ЗРК «Стрела-10», ПТРК «Штурм-С», станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10 «Леопард», машина радиационной и химической разведки РХМ «Кашалот» и ряд других.

А затем, в ответ на современные требования, возникла необходимость в создании самоходных артиллерийских установок, в частности гаубиц, и в конце 1960-х гг. появилась еще одна машина семейства – 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», высоко унифицированная с МТ-ЛБ. И одновременно с ней нужно было разрабатывать и оснастить армию машинами управления огнем. Причем не только для «Гвоздики», но и для самоходной гаубицы 2С3 «Акация». И такая машина была создана на базе узлов МТ-ЛБ – это МТ-ЛБу, которая стала одной из наиболее массовых в семействе.

По самым скромным оценкам, за все время было создано около 60 тысяч машин на базе МТ-ЛБ. И, судя по всему, история МТ-ЛБ будет иметь продолжение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *