Забытый отец БМП — нового вида БТТ

Среди незаслуженно забытых советских танковых конструкторов Павел Павлович Исаков занимает особое место – он разработчик нового вида БТТ – боевой машины пехоты (БМП).  

Будущий конструктор родился 11 января 1918 года в Петрограде в семье рабочего Путиловского завода.  После окончания средней школы в Москве, куда переехали родители, поступил в МГУ. Однако, проучившись один год, перевелся на второй курс МВТУ имени Баумана.

Защитить дипломный проект выпускникам Московское высшее техническое училище имени Баумана по специальности «Танкостроение» в 1941 году не позволила начавшаяся война. Однако Исаков в числе пяти вчерашних студентов-бауманцев досрочно получил звание инженера и был направлен в Челябинск на тракторный завод, где шла ускоренная подготовка серийного выпуска опытного тяжелого танка «КВ». Молодые специалисты были приняты в конструкторский коллектив СКБ‑2 опытного завода «100». Его костяк составили прибывшие накануне конструкторы Ленинградского Кировского завода, руководителем которого был Жозеф Яковлевич Котин.

В годы войны молодой инженер участвовал в модернизации тяжелых танков KB-1C, КВ-85, ИС-2, а также самоходной артиллерийской установки (САУ). В 1946 году танковое СКБ Жозефа Котина возвратилось в Ленинград. Тогда же заместителем главного конструктора Кировского завода вернулся в родной город и Павел Исаков.

В период с 1949 по 1951 года Исаков работает начальником отдела в институте ВНИИ-100, а в 1951 году назначается заместителем главного конструктора ленинградского Кировского завода, где работал до марта 1953 года. В этот период принимает активное участие  во множестве военных разработок. Тяжёлый танк Т-10, плавающий танк ПТ-76, бронетранспортер БТР-50П.

Но в 1953-м П. П. Исаков снова приезжает в Челябинск главным конструктором ГСКБ-2. С приходом П.П. Исакова на ЧТЗ под его руководством начинается бурный творческий этап создания и разработки принципиально новых в мировой практике объектов бронетанковой и артиллерийской техники.

Ветеран завода, заместитель главного конструктора ГСКБ-2 ЧТЗ Эрик Яровой вспоминает: «В 1958 году, когда я начинал свой путь на заводе, шла работа над самым тяжелым в мире танком – весом 56 тонн. Это был так называемый объект 750. Мощность двигателя составляла тысячу лошадиных сил. На танке была установлена самая большая нарезная пушка калибром 130 миллиметров. Таких больше никто не устанавливал. Но после прихода к власти Хрущева отношение к тяжелым танкам меняется. У нас появляется новая тематика: сделать пехоту настоящей мотопехотой. Нужно было создать машину на гусеничном ходу для проходимости в любых условиях – по снегу, по грязи, по косогорам и болотам. БМП должна быть плавающей, гусеничной, защищенной броней и способной везти одно отделение – 11 человек. Стояла задача создать машину для переброски десанта с запасом хода не менее 500–600 километров. При этом она должна была защитить себя: была установлена 73-миллиметровая пушка 2А2В «Гром», стрелявшая кумулятивными снарядами, которые пробивали танковую броню. В мире подобных машин еще не создали. Испытания начались в Чебаркуле, продолжились в Подмосковье, Белоруссии, своим ходом БМП-1 вернулась в Москву для показа Хрущеву. Но к тому моменту Хрущева сняли со всех постов и чудо техники явили на параде в Москве в 1965 году уже Леониду Брежневу…»

Апогеем конструкторской мысли Исакова стала боевая машина пехоты БМП-1, разработанная в 60-е годы прошлого столетия и не имевшая аналогов в мировой практике танкостроения. Машина, разработанная коллективом конструкторов под руководством Исакова, была признана лучшей среди машин, представленных на конкурс от других советских машиностроительных заводов. Первый зарубежный БМП, немецкий «Мардер», был построен лишь спустя 5 лет.

БМП-1 в разные годы состоял на вооружении армий различных стран мира. Эта машина использовалась во многих военных конфликтах — во время арабо-израильских войн 1973 и 1982 годов, войнах в Афганистане и Чечне, а также локальных конфликтах.

Боевая машина пехоты БМП-1 — новый вид вооружения, эта машина стала новым словом в отечественном танкостроении, намного опередив разработки ведущих зарубежных стран. На ее базе были так же впервые созданы и приняты на вооружение подвижные разведывательные пункты ПРП-3, ПРП-4, командирские машины управления БМП-1К (командирская) и БМП-1КШ (командно – штабная).

Появление БМП произвело переворот в стратегии и тактике управления Вооруженными силами СССР вплоть до изменения уставов вооруженных сил. Страны содружества, объединенные Варшавским договором, были восхищены характеристиками БМП и возможными действиями войск, оснащенных новой машиной. После демонстрации ее на учениях советской армии «Днепр» и «Западная Двина» изготовление БМП, помимо СССР, было налажено в Чехословакии и Польше.

Кроме того, в  ГСКБ-2 были созданы опытные образцы принципиально новых изделий: низко силуэтного ракетно-пушечного танка с газотурбинным двигателем ГТД-700 (изделие 775Т), боевой машины пехоты с газотурбинным двигателем ГТД-400 (изделие 764), а также началась разработка макетных образцов боевой машины поддержки танков (изделие 776).

В это же время коллектив ГСКБ-2 работает над созданием мирной техники для различных отраслей народного хозяйства. С использованием ряда танковых узлов и систем был создан самый мощный и надежный в нашей стране дизель-электрический трактор ДЭТ-250, получивший три золотые медали на выставках в России и за рубежом в 1960, 1965, 1966 годах. В январе 1961 году был запущен в серийное производство.

На заводе серийно выпускался трактор С-100. В октябре 1963 года с главного конвейера сошел его модернизированный вариант — трактор Т-100М мощностью 108 лошадиных сил. В 1968 году на международной выставке он награжден золотой медалью. Для увеличения производительности труда, повышения надежности и долговечности тракторов при работе в различных климатических условиях (болота, пески, вечная мерзлота и т.д.) разработаны и внедрены в серийное производство модификации базовой модели. Так в 1964 году на заводе выпускали 22 варианта трактора Т-100М. В конце 1960-х годов в условиях действующего производства промышленных тракторов Т-100М начата его коренная реконструкция и техническое перевооружение для начала выпуска тракторов Т-130.

За успехи руководимого П.П.Исаковым коллектива ГСКБ-2 Указом президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1971 года за особые заслуги в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и достижение высоких производственных показателей Исакову Павлу Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В июне 1974 года П. П. Исаков назначен директором ВНИИтрансмаш (ВНИИ-100, ныне ОАО «ВНИИтрансмаш»). Здесь он много внимания уделял развитию научно-технической базы института, новых направлений научных исследований, использованию вычислительной техники. При его активном участии создается вычислительный центр, внедряются методы натурно-математического моделирования, автоматического проектирования, автоматизации испытаний объектов. Для отработки перспективных систем и военных гусеничных машин в целом П.П.Исаков как опытный конструктор и руководитель института принимал участие в создании ходовых макетов с жестко закрепленной пушкой, гидромеханической трансмиссией, 7-опорной ходовой частью, газотурбинным двигателем, дизелем постоянной мощности, оборудованием подводного вождения, с различной посадкой экипажа, со стабилизацией корпуса, 8-колесном шасси, дублированным управлением, с телеуправлением и др. Под научным руководством П.П.Исакова ВНИИтрансмаш совместно с НИИ, КБ и заводами отрасли активно участвовал в разработках и испытаниях новых ВГМ: Т-64А, Т-72А, Т-80 и БМП-2.

Еще одним направлением работ ВНИИтрансмаш было создание оборудование для космических исследований. В частности, приборов для определения физико-математических свойств поверхности планеты Венеры, установленных на станциях «Венера-13» и «Венера-14» и «Вега», автоматического подвижного аппарата с «прыгающим» движителем для исследования поверхности Фобоса, который входил в состав станции «Фобос-2».

В 1986 году руководил разработкой роботизированных комплексов «Клин-1» и «Клин-2», не имеющих аналогов в мировой практике, которые приняли участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. «Клин-1» — тяжелый роботизированный комплекс на базе инженерной машины разграждения ИМР-2 для работы на территории АЭС, состоящий из машины-робота и машины управления. «Клин-2» – легкий специализированный транспортный робот СТР-1 для работы на кровлях АЭС.

П. П. Исаков придавал большое значение подготовке научных кадров. Находясь в Челябинске, совмещал работу на заводе с преподавательской деятельностью, был профессором кафедры автоматических установок аэрокосмического факультета Челябинского политехнического института. В Ленинграде при его непосредственном участии организован диссертационный докторский совет при ВНИИтрансмаш и созданы филиалы кафедр Ленинградского политехнического и Ленинградского механического институтов. Является автором более 60 научных трудов и 39 изобретений. Доктор технических наук (1971), заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации. Под его руководством создано десятитомное учебное издание «Теория танков», которое является настольной книгой для студентов профильных вузов и слушателей военных академий.

П. П. Исаков работал во ВНИИтрансмаш до выхода на пенсию в 1987 году. Жил в городе Санкт-Петербург. Скончался 22 февраля 1999 года, похоронен на Красненьком кладбище.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *