Мотовездеходы АМ-1, произведенные на рыбинском предприятии «Русская механика», впервые приняли участие в составе колонн военной техники на параде в День Победы. Квадроцикл АМ-1 разработан на базе гражданской модели РМ 500-2. У этой машины — полный привод и блокировка, колёса на литых дисках, электролебёдка, зеркала заднего вида, багажники, фаркоп. РМ 500-2 создан для движения по любому типу местности. Мотовездеход обладает улучшенной эргономикой, легок и прост в управлении, сохранив при этом внедорожные характеристики.
У АМ-1, в сравнении с моделью РМ 500, оптимизирована конструкция рамы, установлены комфортное двухуровневое сиденье, герметичные ящики под багажными платформами, использованы ударопрочный пластик, расширители арок, полный комплект светотехники, базовая защита днища. АМ-1, отличается от серийных «цивильных» квадроциклов не только этим. У него окраска «хаки», специально разработанный багажник, предназначенный для монтажа оружия, топливный бак, защищенный от пробитий (самозатягивающееся покрытие позволяет при пробое затянуть отверстие от пули в течение 10-15 секунд, после чего квадроцикл продолжит движение, сохранив необходимое для этого топливо).
Далее: усилены элементы несущей конструкции рамы, что повлекло за собой повышение общей грузоподъемности квадроцикла. Усилены рычаги, обеспечивающие проходимость. Не менее чем на 150 кг рассчитана грузоподъемность багажника. Плюс упомянутая нами электролебедка.
Армейский АМ-1 предназначен преимущественно для ведения дозорных и разведывательных действий, рейдовых и поисково-спасательных операций, проводимых в разных климатических условиях. В войска вездеход стал массово поступать во второй половине прошлого года. Первыми его получили Воздушно-десантные войска, и только после опробации «крылатой пехотой» квадроцикл стал поступать на вооружение других армейских спецподразделений, включая высшие общевойсковые командные училища.
Небольшую партию АМ-1 закупила даже пожарно-химическая станция «Оборонлес» Минобороны России. Ее офицеры уже применяют рыбинские квадроциклы для передвижения мобильных патрульных групп, что обеспечат разведку возгораний в лесах и тушение пожара до прибытия основных сил. Высокая проходимость вездеходов позволяет осуществлять оперативный контроль за противопожарным состоянием, в том числе в отдаленных и труднодоступных районах.
«Оборонлесовские» квадроциклы дооснащены лесопожарным оборудованием и инвентарем. В частности, на них установлены емкость для воды с малой мотопомпой и пожарным рукавом, бензопила и шанцевый инструмент. Это позволяет экипажу при патрулировании территории в случае обнаружения возгорания осуществлять превентивные меры по нераспространению огня до прибытия основных подразделений.
Военные отзываются о своих квадроциклах следующим образом: «Это современная техника, хорошо зарекомендовала себя в полевых условиях и активно используется в учениях и боевых действиях во время рейдов, разведки, поисково-спасательных операций. Случаев массового отказа тех или иных агрегатов АМ-1 пока что нет».
Добавим, что рыбинские мотовездеходы в составе колонн военной техники прошли Парадом Победы в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск, Псков, Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень и Хабаровск.
Тактико-технические характеристики АМ-1:
Габариты: 2565x1245x1645 мм
Колесная база — 1490 мм
Вес — 420 кг
Двигатель — бензиновый 4-тактный, 1-цилиндровый, 4-клапанный, жидкостного охлаждения
Объем двигателя — 493 куб. см
Максимальная мощность — 38 л.с
Максимальная скорость — до 80 км/ч
Система запуска — электрический, ручной стартер
Трансмиссия — вариатор
Емкость топливного бака — 20 л
Аккумулятор — 12 В/20 Ач
Число мест — 2
Передачи: передняя с высоким и низким диапазоном, нейтральная, задняя
Шины: передние — 26 x 8 — 14 4PR, задние — 26 x 10 — 14 4PR
Тормоза: передние — дисковые гидравлические, задние — дисковые, трансмиссионные, гидравлические